Проект "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии" завершился 8 октября в Святодуховском центре. В последний день состоялся мастер-класс главного куратора, руководителя иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко "Цельнояичная темпера".
"Может, вы ждете, что во время мастер-класса родится шедевр, но вынужден вас разочаровать: ничего писать я не планирую, поскольку у нас мало времени, - начал художник. - Цель у меня другая - поделиться технологическими секретами. Главное, чтобы в этих стенах звучали не только красивые слова о церковных искусствах, их необходимости и актуальности - у любого искусства за этим фасадом обретается много вопросов технических. Вы сталкиваетесь ежедневно не с вопросами "высокого полета", а с чисто практическими: как сделать краску, как хорошо нанести ее на левкас, как сделать левкас, как получить хороший покрывной состав. Я убежден, что мы обязаны друг перед другом открывать секреты, и тогда мы станем соработниками в общем деле, которое направлено на то, чтобы содействовать развитию церковных искусств. Искусств, связанных с красотой, которая должна быть долговечной. Если мастер перестает задумываться о качестве материалов, он перестает быть служителем Церкви, а становится просто ремесленником, как говорят в народе - халтурщиком. Мы устраиваем подобные проекты, чтобы побудить вас на исследовательскую деятельность, оттачивание технологий, существующих не одно тысячелетие. О таких технологиях мы и говорим сегодня".Дмитрий Мироненко рассказал, что когда учился в Академии художеств, интересовался технологией живописи. Это важно для реставратора: чтобы отреставрировать памятник, надо понимать, как он сделан. В рамках обучения студенты копировали иконы, им показывали, как делается краска. Связующим был яичный желток. По методикам, которым учили в академии, до сих пор работают иконописцы, но Дмитрий Мироненко чувствовал, что здесь что-то не так. Студентов реставрационного факультета также привлекали к работе по раскрытию памятников древнерусской живописи, и он обратил внимание на разницу красок на древних иконах и красок, которыми пользовались современные иконописцы. Краски на древних иконах были как каменные, если их вдруг касался скальпель, на нем оставался след, а красочному слою ничего не было. А современные краски можно снять с доски ногтем. Стал задавать вопросы преподавателям, но ответы не удовлетворяли: они говорили, что краска затвердеет со временем, лет через сто.
В начале 2000-х Дмитрий Мироненко и его коллеги расписывали домовый храм Иннокентия и Софрония Иркутских в Александро-Невской лавре. Надо было расписать стены, а техникой фрески они не владели. Тут мастер вспомнил, что сохранившиеся изображения на стенах римских катакомб были нанесены цельнояичной краской: химический анализ показал наличие желтка и белка. Но рецептов приготовления краски ни в каких древних источниках не было: "Почему, неужели это великая тайна? Нет, просто любая домохозяйка знала, как приготовить краску. В Русском музее можно посмотреть на фасады северных изб. Для их росписи использовали краски либо на козьем молоке, либо на яйцах. Когда я был в Финляндии, при мне один человек решил покрасить сарай. Он использовал для приготовления краски... скисшее молоко. Простой финский крестьянин знал, как сделать казеин, развести на нем краску, которая долго простоит и не осыплется. Поэтому никто не тратил дорогой пергамент на то, чтобы написать на нем, как сделать краску".
Тем не менее, если попробовать приготовить краску, вбив в нее и белок, и желток, ничего не получится. Художник понял, что желток и белок надо добавлять не одновременно.
Художник рассказал, как стали расписывал пещерный храм церкви Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное, применяя это открытие. Настоятель протоиерей Сергий Бельков попросил расписать не только стены, но и Царские врата. Было принято решение применить и тут цельнояичную темперу, и выяснилось, что красочный слой "ведет себя" так же, как на древних иконах: быстро становится очень прочным. Такая краска плохо поддается механическому исправлению, поэтому нужно совершенствовать мастерство.
Года через два после окончания работ в том храме в Саперном случился пожар. Храм сверху деревянный, подвальный этаж, где были росписи, - каменный. Горел верхний этаж, при тушении пожара вниз лились вода и пожарная пена. Потом отец Сергий попросил приехать и осмотреть росписи - и оказалось, что пожарная пена уничтожила штукатурку под красочным слоем, но сам красочный слой не пострадал.
Дмитрий Мироненко отметил, что яйцо лучше взять деревенское, не магазинное. Корма, которые используются при выращивании птицы, очевидно, меняют химический состав яиц. Раньше можно было покупать яйца в магазине, но с какого-то времени из магазинных яиц эмульсия перестала получаться. Стали покупать фермерские яйца, причем оплодотворенные - вот из таких получается крайне крепкая краска.
Обычно иконописцы используют при приготовлении краски сухое белое вино. Дмитрий Мироненко подчеркнул, что в древних источниках речь идет о "кислом вине" - это никакое не вино, это уксус. Он обладает консервационными свойствами, при этом у него есть все качества, которые есть в вине. Краски, приготовленные с винным уксусом, могут храниться годами без холодильника. Можно использовать и яблочный уксус, он даже лучше - там железо.
Иконописец рассказал также, как подготовить стену под роспись цельнояичной темперой. Для лучшей сохранности красок он посоветовал не брать краску из банки кисточкой. Ее надо достать либо мастихином, либо стеком, а потом закрыть баночку, чтобы краска не засохла.
На вопрос, чем покрывать икону, иконописец ответил, что нужно использовать смесь из льняного масла, копалового лака и лавандового масла. Прозвучал также вопрос, где можно научиться иконописи, кроме духовной академии, и нужно ли художественное образование. Дмитрий Мироненко подчеркнул, что иконопись - это не просто какое-то ремесло: необходимы дарование и готовность посвятить ей всю жизнь, если заниматься "между делом", ничего не получится. Профессиональное художественное образование приветствуется, но часто люди со специальным художественным образованием, когда речь заходит об иконе, чувствуют себя беспомощными, их нужно немного "переучить". А непрофессионалов нужно специально обучать рисунку. Но на каком-то этапе иконописцы с художественным образованием и без оного начинают работать совершенно одинаково.
По завершении мастер-класса в новом зале Святодуховского центра прошла церемония закрытия проекта. Вела церемонию руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе и пресс-центра Александро-Невской лавры Наталья Родоманова. Она поблагодарила культурно-просветительский центр "Образ будущего" за организацию проекта, Александро-Невскую лавру и ее наместника епископа Кронштадтского Назария за возможность провести мероприятия проекта в стенах старейшего монастыря Санкт-Петербурга, Феодоровский собор за помощь в организации мастер-класса по каллиграфии, компанию Videorepublic за осуществление качественной многокамерной трансляции всех мероприятий проекта в интернете, компанию "Этерсофт" за создание страницы проекта, где можно было следить за анонсами и новостями, смотреть трансляции. Отдельную благодарность она выразила городскому комитету по культуре, при поддержке которого проект смог состояться на самом высоком уровне.
"Это было насыщенное, радостное, наполненное общением и обменом бесценным опытом время. Наш проект шел всего четыре дня, но за это время прошло пять блестящих мастер-классов, 29 экспертов приняли участие в дискуссиях, "круглых столах" и обсуждениях, поделились с вами своими наработками, проблемами и вопросами, которые продолжает ставить перед ними живой, развивающийся и прекрасный предмет их изучения - церковное изобразительно искусство. Мы очень благодарны наместнику Александро-Невской Лавры епископу Кронштадтскому Назарию за возможность провести наш международный проект в духовном сердце Санкт-Петербурга. Это важно, потому что именно отсюда шли мощные волны духовной и культурной традиции, которая сохраняется и по сей день в городе на Неве. И, конечно, без молитвенной и благодатной помощи святого благоверного князя Александра Невского, его незримого присутствия здесь, на образах, созданных на мастер-классах и в мастерских иконописцев, ничего был не состоялось - недаром мы посвятили проект его 800-летнему юбилею", - сказала она.
География участников проекта была весьма обширной: приехали эксперты и мастера из Калининграда, Новгорода, Вологды, Москвы, Курска, Белоруссии. По видеосвязи приняли участие митрополит Куопиоский и Карельский Арсений и итальянский иконописец Иван Полверари. За онлайн-трансляциями следили зрители не только в России, но и в Италии, Эстонии, Болгарии, Австралии. За прошедшие дни прямые эфиры мероприятий проекта посмотрели более 27 тысяч человек.
Наталья Родоманова отметила, что пришло огромное количество благодарных отзывов в комментариях к трансляциям мастер-классов. Помимо художников в Санкт-Петербург приехали реставраторы и музейные работники. В мастер-классах участвовали студенты Академии Штиглица, Университета промышленных технологий и дизайна, иконописной школы СПбДА.
"Мы все эти дни говорили о духовных вопросах средствами практического искусства, - сказал главный куратор проекта Дмитрий Мироненко. - Каждый своими силами пытался раскрыть глубины церковных искусств как некоего симбиоза совершенно разных вещей - и практических, и технологических, и человеческих, и нравственных, и духовных. Очень благодарны комитету по культуре, людям, которые остались за кадром, они выделили немалые средства, чтобы этот проект получил жизнь. Они оценили наш замысел, увидели в нем смысл. Все те, кто сидит в этом зале, кто смотрел прямые трансляции - вы главные действующие лица этого проекта. Мы действительно ощущали поддержку зрителей в интернете, вашу благодарность нам за осуществление этого проекта. Мы понимали, что вам это действительно нужно, а значит, вероятность того, что будет продолжение подобных мероприятий, довольно высока. Мастера не любят, когда кто-то наблюдает за их работой, это тяжело, трудно, но они сделали это ради вас. Они нашли в себе силы выйти из мастерских, поделиться своим опытом, и думаю этот опыт теперь будет жить в вас, в наших зрителях, вы его будете использовать, совершенствовать. И однажды кто-то из вас, добившись высоких результатов, будет стоять здесь и передавать свой опыт следующим поколениям".
Иконописец, стенописец, арт-директор компании "Артруст" Алексей Козлов, который провел в рамках проекта мастер-класс по фреске, поблагодарил организаторов и Дмитрия Мироненко, под чьим руководством он в свое время стажировался: "Несомненно впечатления от проекта самые прекрасные - от организации, от общения. Давно такого не было в Санкт-Петербурге, да и на других площадках. Мы много говорили о роли учебных заведений, тех преподавателей, выпускников, которые будут являть лицо иконописи на дальнейшие десятилетия".
Иконописец и мастер по энкаустике из Минска Андрей Жаров рассказал, что он как выпускник и преподаватель СПбДА был благодарен за возможность продемонстрировать опыт петербургской иконописной школы, которую он считает сильной и интересной. На площадках проекта мастер показал применение традиционных материалов и техник - в частности, восковой темперы.
"Обычно художник работает в мастерской или на лесах, потом леса разбираются, устраивается выставка, и все видят готовое произведение, - сказал иконописец, мастер по золочению Георгий Панайотов. - На мастер-классе ты работаешь "здесь и сейчас". Это напряжение для мастера, но еще это и живое общение со зрителями, ответы на вопросы. Это был очень ценный и интересный опыт. Здорово, что мы заканчиваем, а остается ощущение, что есть еще много тем для обсуждения. Наше общение перетекает из реального в виртуальное, потом возвращается обратно. Это свидетельствует о том, что иконопись - это живое искусство, востребованное, динамичное: оно продолжает меняться, как меняется все вокруг".
Главный хранитель Софийского собора Великого Новгорода Татьяна Царевская подчеркнула, что завершившийся проект - это настоящий праздник для всех участников. Теплая, дружеская, доброжелательная атмосфера, соблюдена грань между научными обсуждениями и человеческими отношениями - это очень ценно для ученых и мастеров. Она поблагодарила организаторов за возможность одновременно слушать теоретические выступления и наблюдать в трансляции на установленном в зале экране за созданием образов на мастер-классах.
Профессор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры художеств имени Ильи Репина, академик РАХ Нина Кутейникова отметила высокий уровень организации проекта: "То, что мастер-классы и выступления экспертов могли видеть по всей России благодаря трансляциям - достойно самой высокой оценки. Познавательный уровень этого культурного форума неоспорим. Искусствоведы, которые редко бывают в мастерских художников и наблюдают их работу, получили такую возможность на этом проекте, и я еще раз убедилась насколько - независимо от техник и задач - различны пути нашего церковного искусства, насколько различны творческие личности, которые им занимаются и его изучают. Ни во время выступлений, ни во время дискуссий не было затертых и пустых тем, которые ни к чему бы не привели".
Международный культурный проект "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии" прошел в Санкт-Петербурге с 5 по 8 октября. Он был посвящен 800-летию сл дня рождения святого Александра Невского и включил в себя дискуссионные площадки с участием искусствоведов, реставраторов, живописцев, музейных работников, известных российских и зарубежных специалистов в области изобразительного искусства, а также практические мастер-классы для студентов художественных вузов и иконописных школ. Проект собрал лучших специалистов - мастеров по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике. Прямые трансляции дискуссионных площадок, "круглых столов" и мастер-классов в рамках проекта можно посмотреть на сайте, на YouTube-канале, в группе "ВКонтакте" и на странице в Facebook Александро-Невской лавры.
ИА "Вода живая",
08.10.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых Информационный отдел Санкт-Петербургской епархии Храм Коневской иконы Божией Матери в пос. Саперное Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Санкт-Петербургская духовная академия Духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры Святодуховский Иконописно-реставрационная мастерская Александро-Невской лавры Сектор коммуникаций при епархиальном информационном отделе Назарий, епископ Кузнецкий и Никольский (Лавриненко Николай Алексеевич) протоиерей Сергий Николаевич Бельков Наталья Олеговна Родоманова
Духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры Святодуховский
Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д.1Упоминания в новостях
10 сентября 2024
Журналистам рассказали о 300-летии перенесения мощей святого Александра Невского
... О главных торжествах 300-летия перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург (1724) рассказали на пресс-конференции 10 сентября в Святодуховском центре ...
1 сентября 2024
Иерей Георгий Кобрин побеседовал с "Русской общиной"
... Лекция-беседа руководителя катехизаторских курсов при Казанском кафедральном соборе иерея Георгия Кобрина «Православное мировоззрение как основа жизни человека» для представителей общественной организации "Русская община" прошла 1 сентября в Святодуховском центре ...
27 августа 2024
Прошло совещание по подготовке к крестному ходу 12 сентября
... Совещание благочинных по подготовке к Александро-Невскому крестному ходу и главным торжествам в честь 300-летия перенесения мощей святого Александра Невского прошло 27 августа в Святодуховском центре под председательством наместника лавры епископа Кронштадтского Вениамина ...