Эрмитаж представил выставку "Скульптура Флоренции в XV веке"

В Пикетном зале Зимнего дворца 30 марта начала работу выставка "Скульптура Флоренции в XV веке", посвященная одному из ярких периодов в истории мировой скульптуры - XV веку в Италии, а особенно во Флоренции.

Представлены скульптурные произведения итальянского Возрождения из коллекции Эрмитажа, многие из памятников ранее не выставлялись. В экспозиции 25 произведений из терракоты, гипса, майолики, дерева, созданные во Флоренции в XV - начале XVI века. Среди них - рельефы мастерской Лоренцо Гиберти, варианты композиций, восходящие к работам Дезидерио да Сеттиньяно, Антонио Росселлино, Бенедетто да Майано, терракотовые бюсты мастерской Андреа дель Верроккьо, скульптуры в технике майолики семьи делла Роббиа.

Куратор выставки - заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Сергей Андросов отметил, что представлен минимум экспонатов из постоянной экспозиции (их всего четыре). Большая часть произведений не выставлялась и на первый взгляд кажется экспонатами "второго ранга". Но они интересные и отражают высокий художественный уровень мастеров Флоренции XV века. Эрмитаж приобрел из частной коллекции семьи Шушковых шесть рельефов XV века, которые стали дополнением коллекции. Кроме того, с 70-х годов прошлого века музей реставрировал рельефов, на многих сохранилась оригинальная раскраска и позолота. Они также представлены на выставке.

Экспозиция разделена на три части: первая показывает развитие рельефов Мадонны с младенцем (от второй четверти и до конца XV века). Изображение Богоматери с младенцем на руках было одним из главных сюжетов для мастеров Флоренции того времени, что объясняется особым почитанием Девы Марии в этом городе. К ранним и распространенным относятся две композиции "Мадонна с младенцем", исполненные в мастерской скульптора Лоренцо Гиберти, автора знаменитых восточных "Врат Рая" Флорентийского баптистерия.

Во второй части представлена группа экспонатов, связанная с мастерской изобретателя майолики Луки делла Роббиа. Техника майолики позволила придать скульптуре более яркие цвета и обеспечить ее лучшую сохранность. Центральный экспонат - скульптура святого Себастьяна (около 1510 г.).

В третьей части посетители увидят бюсты из терракоты, исполненные под влиянием Андреа Верроккьо, самого крупного скульптора между Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти примерно в третьей четверти XV века. Созданные им образы Христа оказали влияние на современников, вплоть до начала XVI века мастера варьировали их.

"На выставке почти не представлены авторские работы крупных скульпторов, а скорее работы их мастерских, отражающие оригиналы. Классический пример - большой скульптор, например, Антонио Росселлино, делал мраморный рельеф Мадонны с младенцем, а его ученики, видя, что он пользуется популярностью, делали копию в терракоте или гипсе. Дальше рельеф поступал в мастерскую живописцев, его расписывали, столяры делали раму. Такие вещи стоили недорого, их могли купить даже небогатые люди для домашних молелен, капелл или для небольших провинциальных храмов. Их дарили на бракосочетание, изображав на раме два герба, принадлежащих жениху и невесте. Скульптуры из майолики были популярны до второй четверти XVI века, для маленькой церкви было дешевле заказать алтарь из майолики, чем делать заказ да Винчи или Микеланджело", - сказал куратор.

На выставке можно увидеть две версии одного рельефа - скульптурный мотив у них повторяется, а живопись отличается, так как их могли расписывать в разных мастерских и, возможно, за разные деньги, ведь от этого зависело количество золота на рельефе.

Сергей Андросов отметил, что флорентийское искусство того времени было консервативным: вместо того, чтобы изобретать что-то свое, мастера основывались на образцах, повторяя то, что было. В частности, у барельефа "Мадонна с младенцем и херувимами" Антонио Росселлино есть около восьмидесяти вариаций.

Выставку можно посетить до 4 июля в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршрутам № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы).

ИА "Вода живая",
30.03.22