Открылась выставка "Пасха в России"

Выставка "Пасха в России" открылась 23 апреля в Малой церкви Зимнего дворца. Представлены произведения из собрания Эрмитажа на тему главного православного праздника, она включает более 300 экспонатов XVII - начала XX веков: богослужебные облачения и иконы, плакаты, открытки, пасхальные сувениры. Большинство предметов представлено впервые.

Экспозиция знакомит с историей, культурой и традициями празднования Воскресения Христова в России, с народными развлечениями и играми на Светлой седмице. Многие предметы ранее принадлежали членам императорской фамилии и русской аристократии, представителям дворянства и купечества, некоторые бытовали среди простого народа.


"Благодарим дизайнера выставки Виталия Ковалева, который подхватил нашу идею подвесить яйца к потолку витрины - так создалось ощущение воздушности, подчеркивающее атмосферу праздника", - рассказала одна из кураторов выставки, старший научный сотрудник музея Ирина Багдасарова.
В допетровской Руси Воскресение Христово изображалось на иконах в виде сошествия Господа во ад: такая иконография складывается в византийском искусстве к X-XI векам. В XVI столетии в русское искусство проникают западноевропейские образцы, под их влиянием появляются иконы Воскресения Христова, изображающие восстание Спасителя из гроба. В экспозиции представлены иконы, созданные мастерами Москвы, Палеха, Вятки и даже Японии в XVIII-XIX веках. Так, представлена единственная находящаяся на территории России икона "Воскресение Христово" кисти Рин Ямаситы - первой японки, учившейся в России в 1881-1883 годах в иконописной мастерской Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге), подаренная наследнику российского престола великому князю Николаю Александровичу в 1891 году во время его посещения Японии. Мастером Ясудзи Такаи для иконы был изготовлен деревянный оклад в японском стиле. Первоначально икона находилась в покоях императора в Аничковом дворце, а после коронации была перенесена в Зимний дворец.

Народные обычаи празднования Пасхи нашли отражение в произведениях искусства. Внимания заслуживают жанровые скульптуры: фигурки христосующихся детей и взрослых, "битье" и "катание" яиц, скульптурные композиции освящения куличей и пасок, муляжи этих блюд. Популярностью пользовались изделия с изображением сценок с торговцами пасхальными сувенирами: представлены подобные предметы, изготовленные на подмосковном фарфоровом заводе Франца Гарднера во второй половине XIX века.

Самый распространенный сувенир - пасхальное яйцо. Первоначально верующие обменивались друг с другом крашеными птичьими яйцами. Впоследствии помимо натуральных яиц к Пасхе стали заказывать сувенирные - из дерева, керамики, серебра и других материалов. Обычай таких поздравлений соблюдался во всех слоях общества. Посетители увидят редчайшие экземпляры фарфоровых яиц, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе Санкт-Петербурга в XVIII веке. В коллекции Эрмитажа хранится елизаветинское яйцо с маркой в виде двуглавого орла Российской империи. В XIX - начале XX века фарфоровые яйца пользовались в России популярностью. Предметом культа было императорское пасхальное яйцо - его получали непосредственно из рук государя или государыни.

Во второй половине XIX века яйца из стекла не уступали в популярности фарфоровым. Применялись техники гранения, росписи, "венецианская нить". К числу ценных произведений принадлежит подвесное яйцо с гравированным изображением Богоматери Азовской. Оно было изготовлено в 1710-1720-е годы на старейшем стекольном заводе - Ямбургском.

Представлены сувенирные пасхальные яйца из драгоценных металлов, поделочных камней, кости, папье-маше. Многие яйца - "с секретом": это разъемные шкатулки с подарком внутри. Распространение в XIX - начале XX веках получили сувениры с вложенным сюрпризом-игрой. Представлены такие редкие изделия из кости и дерева: внутри можно обнаружить миниатюрную колоду карт или шахматы.

Раритетные экспонаты - чудом сохранившиеся расписные яйца из натуральной скорлупы с изображениями святых. Они поступили в Эрмитаж из Музея быта, который располагался в Фонтанном Доме Шереметевых и, скорее всего, принадлежали этой семье.

Экспозицию дополняют яйца, выполненные мастерами Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге в наши дни. Художники не только используют традиционные сюжеты и композиции, но и вырабатывают новые приемы декорирования. Завод преподнес в дар Эрмитажу пару пасхальных яиц "Красная горка" и "Благовест" (2021), расписанных молодой художницей Виолеттой Шаль.

Выставка открыта до 2 апреля 2023 года. Ее можно посетить в часы работы музея по входным билетам в главный музейный комплекс. Для самостоятельного осмотра - по маршрутам № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход со стороны Церковной лестницы).

ИА "Вода живая",
23.04.22