Открылась выставка, посвященная карильону

Выставка "Карильон Петропавловской крепости", приуроченная к празднованию 350-летия со дня рождения императора Петра I, открылась 12 октября на уличных стендах Соборной площади Петропавловской крепости.

Экспозиция рассказывает об истории карильона Петропавловского собора, о том, сколько всего в России карильонов, как играть на этом инструменте и стать карильонистом. Часть стендов посвящена традиции концертов и фестивалей карильонной музыки в Петропавловской крепости и созданию современной карильонной школы в России, связанной с деятельностью бельгийского музыканта Йозефа Хаазена.

"Мы рады, что выставка открылась прямо на площади и доступна всем, - сказала автор выставки Олеся Ростовская, карильонист, композитор, частый исполнитель концертов в Петропавловской крепости. - Нас часто спрашивают об этом инструменте, а мы не всегда имеем возможность подробно ответить. Сейчас вся информация доступна. Цветовое решение стендов - слева бежевая вертикальная полоса, а информация расположена на ярко-голубом фоне. Это цвет колокольни на фоне цвета ясного неба. Экспозиция имеет две стадии погружения: информация, набранная крупным шрифтом, предназначена для тех, кто просто прогуливается по площади, а мелкий шрифт - для более дотошных".

Олеся играет на карильоне с 2006 года, была в первом наборе кафедры органа, клавесина и карильона в СПбГУ, основанной Йозефом Хаазеном. Она объяснила, что существует несколько признаков карильона. Он должен содержать не менее 23 настроенных колоколов. Они соединены с клавиатурой, не похожей ни на что - огромные клавиши, на которых играют кулаками, и педали, на которых играют ногами. Третий признак - наличие живого исполнителя, если играет механизм, это не карильон, а куранты. Карильонисту бывает нужна физическая сила при игре на старинных инструментах с исторической механикой. Но для современного карильона нужнее скорость и точность: колокол - отзывчивый, тонкий и чуткий инструмент.

В православной традиции колокола не настраивают, а для карильона настройка проводится прямо на заводе, колокола подтачивают изнутри. Хотя карильоны располагаются главным образом в храмах (хотя сейчас существуют и передвижные), это светский инструмент, предназначенный для концертов. Есть в Петропавловском соборе и православная звонница, она расположена ярусом выше и с карильоном не соединена.

Йозеф Хаазен и Олеся Ростовская исполнили несколько произведений.

Выставка продлится до 3 ноября.

Первый в России карильон из 35 колоколов был приобретен в Голландии императором Петром I и установлен в Петропавловском соборе. Он был уничтожен молнией во время ночной бури 1756 года. Второй карильон установили в соборе в 1776-м, к 1840 году он "состарился" и был разобран. С 1991 года усилиями Йозефа Хаазена, на тот момент директора бельгийской Королевской школы карильона имени Жефа Денейна (Мехелен, Бельгия), при участии Музея истории Санкт-Петербурга началось создание третьего карильона для Петропавловского собора. Новый Петропавловский карильон был установлен в 2001 году, это подарок Санкт-Петербургу от правительства Фландрии и более 350 спонсоров из разных стран мира. Карильон состоит из 51 колокола (общий вес 15 160 кг) и звучит в диапазоне четырех октав. Самый большой колокол весит 3075 кг, самый маленький - 10 кг. 15 сентября 2001 года в Петропавловской крепости состоялся первый карильонный концерт. С этого момента здесь постоянно проводятся концерты и летние фестивали карильонной музыки. Благодаря Йозефу Хаазену в Санкт-Петербурге действует первая российская школа карильонного искусства на кафедре органа, клавесина и карильона факультета филологии и искусств СПбГУ.

Фото Василия Саватеева
ИА "Вода живая",
12.10.22


Упоминания в новостях

Все новости