Память жертв репрессий почтили в Санкт-Петербурге

Церемония поминовения "Хотелось бы всех поименно назвать..." прошла в День памяти жертв политических репрессий, 30 октября, в Санкт-Петербурге. В храмах и на улицах города вспоминали безвинно погибших и замученных в годы советской власти. Литию на Левашовской пустоши совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Была совершена лития у Головкина бастиона Петропавловской крепости - в месте, где в годы "красного террора" 1918-1921 годов расстреляли десятки заложников: офицеров, юнкеров, женщин... Большевики не предъявляли им никаких обвинений - их убивали для устрашения остальных. Перед богослужением доцент РГПУ и Свято-Филаретовского института Юлия Балакшина напомнила, что академик Дмитрий Лихачев писал в воспоминаниях о выстрелах, доносившихся со стороны крепости: их семья жила неподалеку. Более десяти лет назад останки расстрелянных были случайно обнаружены при строительных работах. Среди найденных предметов больше всего нательных крестов.

Молитвы возносились также на Троицкой площади у Соловецкого камня, у Казанского кафедрального собора, у памятника Федору Достоевскому возле станции метро "Владимирская", во дворе музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, в Гатчине.

Во многих местах звучали имена пострадавших 100 лет назад участников Петроградского процесса 1922 года, в ходе которого к расстрелу были приговорены митрополит Вениамин (Казанский) и трое его ближайших помощников -  архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий, Иван Ковшаров. Вспоминали также изгнанных из России на "философских пароходах" ученых, мыслителей, литераторов, а также членов православных братств Петрограда, арестованных в 1922 году.

Анатолий Разумов, составитель 17 томов Ленинградского мартиролога, руководитель фонда "Возвращенные имена" при Российской национальной библиотеке, рассказал о "национальных списках", по которым расстреливали в том числе и женщин. Например, за годы репрессий в Ленинграде был расстрелян каждый десятый эстонец. В уголовном деле как основание для расстрела указывалось, например, - список "Эстонцы" № 51 или "Поляки" № 32. В каждом списке были сотни людей.

Некоторые, подходя к микрофону, рассказывали семейные истории о дедах и прадедах, убитых или отсидевших в лагерях: одни говорили родным о своем заключении, другие скрывали этот опасный факт. Некоторые плакали: им до сих пор не известно, где похоронены родные. Одна женщина молилась о репрессированных Пролетарского завода, на котором работает. Она нашла имена пострадавших его работников - их оказалось более ста.

Протоиерей Александр Пашков после литии у Казанского собора призвал собравшихся к покаянию.

"Сложно представить, особенно молодому поколению, что происходило с нашими соотечественниками, - сказал он. - Их вычеркнули из истории, из людской памяти как "врагов народа". Дети отрекались от родителей, родители - от детей. Людям закрывали рот, запрещали говорить о репрессиях, были безымянные могилы, всего не перечислишь. Сегодня нам это кажется дикостью. При этом в СССР провозглашались равенство и братство, свобода вероисповедания, право на труд. Несмотря на эти многочисленные "свободы", мы жили в гетто. Я это могу засвидетельствовать как сын священника. Было как бы два Советских Союза: в одном все "ходили строем", в другом - позволяли себе, несмотря на риск притеснений, свободно мыслить, в том числе верить в Бога. Тогда никто и представить не мог, что настанет время, когда мы будем здесь, у Казанского собора (тогда на его фронтоне красовалась надпись "Музей истории религии и атеизма"), совершать поминовение наших соотечественников. Это должно стать для нас уроком истории, призывом к молитве и покаянию".

ИА "Вода живая",
30.10.22


Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости