Выставка мастеров церковного искусства и каллиграфии Дмитрия Мироненко и Дарии Джемс-Леви "Имени Твоему" открылась 11 ноября в новом зале Святодуховского центра.
Дмитрий Мироненко - иконописец, кандидат искусствоведения, руководитель иконописной мастерской Александро-Невской лавры. Его супруга Дария Джемс-Леви - иконописец, каллиграф, преподаватель Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна и иконописного отделения СПбДА, член Союза художников России. Представлены преимущественно работы в графических техниках - эстамп, акварель, темпера, тушь. Хронология произведений охватывает почти 25-летний творческий период.
Поздравить авторов с открытием выставки пришли коллеги, студенты, преподаватели художественных вузов.
"Двадцать с лишним лет мы работаем с Дмитрием Геннадьевичем, - сказал наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий. - Для Дмитрия Мироненко характерны соблюдение канонов и стремление к развитию. Не всегда можно определить, руке какого мастера принадлежит икона, но иногда, несмотря на соблюдение канонов, в том числе колористики и прописи, мы чувствуем "руку мастера", его стиль - в этом процесс развития творчества и обогащения искусства. Это задача всех мастеров - соблюдая каноны и правила, двигаться вперед. В любом храме лавры, куда бы вы ни посмотрели, есть работы этого мастера. Если икона не подписана, она не освящается, и для нас тогда она просто художественное произведение. Поэтому в написании иконы работа каллиграфа важна не меньше трудов иконописца. У Дмитрия с Дарией равнозначное участие в создании предметов церковного искусства. Надеюсь, что выставка пройдет ярко, будет полезной и даст много вдохновения, идей."
Профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств, куратор и научный руководитель выставки Нина Кутейникова отметила, что здесь впервые представлено церковное искусство в его многообразии: "Явно и ясно высказана позиция художников в отношении к церковному искусству, традициям. Переосмысление этих традиций позволяет питать вдохновение из неисчерпаемого кладезя православного церковного искусства, и Дмитрий Мироненко в этом для всех нас пример".
Председатель епархиальной архитектурно-художественной комиссии, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина архимандрит Александр (Федоров) отметил внушительный вклад авторов выставки в преподавание церковных искусств будущим художникам и иконописцам, а также в воспитание нового поколения творческой молодежи города. "Оба автора обогатили интерьеры многих храмов. Они многогранны сами по себе, так же многогранно их творчество, наполненное глубиной и чувством вкуса. Этот вкус, как генеральная линия, которая показывает, насколько в их мастерстве сочетается профессионализм и опыт, в совокупности которых рождаются такие плоды и возможности. На этой выставке каждый может найти что-то близкое для себя, одновременно оценив всю полноту искусства в Церкви", - сказал отец Александр.
Главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова напомнила о воссоздании мерной иконы Петра Первого к празднованию 350-летия русского императора, автором которой стал Дмитрий Мироненко: "Это историческое событие для всего города: воссозданная Дмитрием Мироненко икона апостола Петра вернулась на свое законное место, к могиле императора Петра I в Петропавловском соборе. Мастер работал над этой иконой с полной отдачей и присущим ему мастерством, оправдав все чаяния и надежды, а также внеся особый духовный и художественных вклад в историю Петропавловского собора".
Состоялся концерт мужского хора "Александр Невский" под управлением Бориса Саценко. Прозвучали отрывки из Всенощного бдения "Свете тихий", "Ныне отпущаеши", полиелейные стихиры, кондак Богородице "Взбранной Воеводе" напевом Ипатьевского монастыря и знаменитое произведение Сергея Рахманинова "Богородице Дево, радуйся".
В экспозиции представлены, в частности, серия литографий, посвященных апостолу Петру и евангелистам, каллиграфические листы и развороты рукописных книг, миниатюры и иконы, написанные Дарией Джемс-Леви. Дмитрий Мироненко представил авторские проекты иконостасов, монументальных мозаичных и стенописных произведений в технике акварели и темперы, а также иконы и графические миниатюры, предметы церковного обихода, реализованные по эскизам фирмой "Акантус Ателье".
Выставку можно посетить до 7 декабря в часы работы Святодуховского центра. Вход свободный.
Фото Андрея Ульяновского
ИА "Вода живая",11.11.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Императорский мемориальный собор свв. апп. Петра и Павла (Петропавловский) Санкт-Петербургская духовная академия Духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры Святодуховский Комиссия по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской епархии Иконописно-реставрационная мастерская Александро-Невской лавры Назарий, епископ Кузнецкий и Никольский (Лавриненко Николай Алексеевич) архимандрит Александр (Федоров Александр Николаевич)
Духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры Святодуховский
Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д.1Упоминания в новостях
10 сентября 2024
Журналистам рассказали о 300-летии перенесения мощей святого Александра Невского
... О главных торжествах 300-летия перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург (1724) рассказали на пресс-конференции 10 сентября в Святодуховском центре ...
1 сентября 2024
Иерей Георгий Кобрин побеседовал с "Русской общиной"
... Лекция-беседа руководителя катехизаторских курсов при Казанском кафедральном соборе иерея Георгия Кобрина «Православное мировоззрение как основа жизни человека» для представителей общественной организации "Русская община" прошла 1 сентября в Святодуховском центре ...
27 августа 2024
Прошло совещание по подготовке к крестному ходу 12 сентября
... Совещание благочинных по подготовке к Александро-Невскому крестному ходу и главным торжествам в честь 300-летия перенесения мощей святого Александра Невского прошло 27 августа в Святодуховском центре под председательством наместника лавры епископа Кронштадтского Вениамина ...