Митрополит Варсонофий совершил литию по императору Петру I
Заупокойную литию по императору Петру I совершил 9 июня у гробницы государя в соборе Петропавловской крепости митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Богослужение было приурочено к 350-летию со дня рождения основателя северной столицы.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора архимандрит Александр (Федоров) с клиром и другие священнослужители.
Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, председатель Заксобрания Александр Бельский, директор Музея истории города Владимир Кириллов, директор выставочного комплекса "Россия - моя история" Олег Черняга, гости, курсанты Университета морского и речного флота имени адмирала Степана Макарова.
Правящий архиерей освятил мерную икону, копию первообраза, написанного ко дню крещения императора в 1672 году и утерянного в середине XX века. Икона заняла свое законное место над могилой государя.
Ее автор - руководитель иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко - создал копию в соответствии с материалами, размерами, техникой и манерой иконописцев XVII века Симона Ушакова и Федора Козлова по сохранившимся историческим описаниям и свидетельствам. Инициатором воссоздания образа стал Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Научным консультантом была его главный научный сотрудник Марина Логунова.
"Икона была установлена при императоре Николае I и находилась здесь, по свидетельствам очевидцев, примерно до 1942 года, - рассказал Дмитрий Мироненко корреспонденту ИА "Вода живая". - В 1920-е с нее сняли драгоценную ризу. Начинал писать ее один из иконописцев Оружейной государевой палаты Симон Ушаков. Сохранилась его челобитная государю Алексею Михайловичу: он пишет, что начал работу, но "заскорбел зело", то есть тяжело заболел, и работу завершил мастер Федор Козлов. Там было изображение Живоначальной Троицы и апостола Петра. При воссоздании иконы пришлось изучить много документов и икон того времени, чтобы "попасть" в принятый в то время стиль, традиционную палитру, композицию. Фотографии иконы не сохранились, есть снимки низкого качества, на них видно киот и где она находилась".
В XVII-XVIII веках мерные иконы создавались, в основном, в правящей семье российских монархов ко дню крещения новорожденных. Такой образ соответствовал размерам - "мере" - ребенка. Изображали святого, в честь которого крестили младенца, а также Святую Троицу. Икона для будущего императора Петра была написана на кипарисовой доске и изображала святого апостола Петра. Ее размер соответствовал размерам младенца: длина 49,5 см (рост), ширина - 13,5 см (ширина плечиков). После основания Санкт-Петербурга образ был перевезен в новую столицу и хранился в придворной ризнице. В 1827 году по приказу императора Николая I икону установили у могилы Петра I. Ее украшали золотой оклад и дорогая деревянная рама. Судьба оригинала неизвестна. Предположительно он находился в соборе до середины 1940-х годов.
ИА "Вода живая",
09.06.22
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора архимандрит Александр (Федоров) с клиром и другие священнослужители.
Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, председатель Заксобрания Александр Бельский, директор Музея истории города Владимир Кириллов, директор выставочного комплекса "Россия - моя история" Олег Черняга, гости, курсанты Университета морского и речного флота имени адмирала Степана Макарова.
"Чем руководствовался Петр, кроме горячего желания блага для родной страны? - сказал, в частности, владыка в слове после богослужения. - Он руководствовался верой. Вознося заупокойные молитвы, мы признаем, что государь был верным сыном Русской Церкви при всех недостатках, свойственных человеку. И просили Господа простить его согрешения, ибо "несть человек, иже жив будет и не согрешит". Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, "Петр Алексеевич оставался верующим и православным человеком. Значимые деяния, совершенные им во благо России, свидетельствуют о нем как о православном правителе, сознававшем ценность веры и христианской духовной культуры для жизни народа". Обратите внимание, какие здания он повелел основать в новой столице: величественные прекрасные соборы, монастыри и этот Петропавловский собор, где упокоены он сам и его августейшие потомки. Мы видим, что, будучи человеком свободного образа мыслей, открытым новому и прогрессивному, Петр Алексеевич, тем не менее, признавал великую значимость Церкви в жизни России и русского народа. Неудивительно, что и Церковь так разнообразно отмечает юбилей великого сына Отечества. Вечная память благочестивейшему государю императору Петру Первому, вечная слава верному сыну государства Российского, благодарная память основателю северной столицы!"
Правящий архиерей освятил мерную икону, копию первообраза, написанного ко дню крещения императора в 1672 году и утерянного в середине XX века. Икона заняла свое законное место над могилой государя.
Ее автор - руководитель иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко - создал копию в соответствии с материалами, размерами, техникой и манерой иконописцев XVII века Симона Ушакова и Федора Козлова по сохранившимся историческим описаниям и свидетельствам. Инициатором воссоздания образа стал Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Научным консультантом была его главный научный сотрудник Марина Логунова.
"Икона была установлена при императоре Николае I и находилась здесь, по свидетельствам очевидцев, примерно до 1942 года, - рассказал Дмитрий Мироненко корреспонденту ИА "Вода живая". - В 1920-е с нее сняли драгоценную ризу. Начинал писать ее один из иконописцев Оружейной государевой палаты Симон Ушаков. Сохранилась его челобитная государю Алексею Михайловичу: он пишет, что начал работу, но "заскорбел зело", то есть тяжело заболел, и работу завершил мастер Федор Козлов. Там было изображение Живоначальной Троицы и апостола Петра. При воссоздании иконы пришлось изучить много документов и икон того времени, чтобы "попасть" в принятый в то время стиль, традиционную палитру, композицию. Фотографии иконы не сохранились, есть снимки низкого качества, на них видно киот и где она находилась".
В XVII-XVIII веках мерные иконы создавались, в основном, в правящей семье российских монархов ко дню крещения новорожденных. Такой образ соответствовал размерам - "мере" - ребенка. Изображали святого, в честь которого крестили младенца, а также Святую Троицу. Икона для будущего императора Петра была написана на кипарисовой доске и изображала святого апостола Петра. Ее размер соответствовал размерам младенца: длина 49,5 см (рост), ширина - 13,5 см (ширина плечиков). После основания Санкт-Петербурга образ был перевезен в новую столицу и хранился в придворной ризнице. В 1827 году по приказу императора Николая I икону установили у могилы Петра I. Ее украшали золотой оклад и дорогая деревянная рама. Судьба оригинала неизвестна. Предположительно он находился в соборе до середины 1940-х годов.
ИА "Вода живая",
09.06.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Императорский мемориальный собор свв. апп. Петра и Павла (Петропавловский)
197046, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость.Упоминания в новостях
20 октября 2024
Проведен III Форум духовных композиторов
...
В концерте приняли участие Детский хор Санкт-Петербургской митрополии под руководством Валентины Королевой, хор собора Петропавловской крепости под руководством Ильи Кузнецова, молодежный хор Исаакиевского собора под управлением Ларисы Христич, а также детские, молодежные и клиросные хоры ...