Петербургские паломники посетили монастыри Палестины и Иерусалима

В пятый день пребывания на Святой земле,11 ноября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием продолжили посещать монастыри Палестины и Иерусалима.

Петербуржцы побывали в скиту преподобного Харитона Исповедника - бывшей Фаранской лавре. Это древнейшая из сохранившихся в Палестине монашеских обителей и одна из трех лавр, основанных святым. Здесь он был похоронен.

Гостей встретил единственный насельник скита монах Харитон. Они посетили гробницу основателя монастыря, храм преподобного Харитона Исповедника, устроенный в пещере, где он был чудесным образом спасен от разбойников, и скитскую церковь святителя Николая Чудотворца. В пещерном храме были пропеты тропарь, кондак и величание, владыка Варсонофий прочел молитву святому.

Отец Харитон рассказал об истории скита. Преподобный Харитон основал Фаранскую лавру в скалах у древнего источника пророка Иеремии (Иер. 13). Это единственный каньон в Иудейской пустыне, где есть вода. Поэтому здесь была древняя дорога из Иерихона в Иерусалим. Период расцвета обители пришелся на VI век. В ней подвизалось множество святых, в том числе из лавры вышли два Патриарха. Гробница преподобного находилась в крипте храма, который в XVIII веке был разрушен. В XIX веке монастырь был заброшен, а место его расположения утрачено. По словам отца Харитона, он нашел свидетельство, что в XIX веке сюда на поиски приезжала экспедиция Санкт-Петербургской духовной академии.

Когда место расположения Фаранской лавры было найдено, его купили монахи русского Афонского Крестовоздвиженского монастыря. Они основали скит преподобного Харитона с целью духовного окормления русских паломников. Афониты подвизались здесь до 30-х годов XX века, последний насельник скончался в 1958 году. Иногда священнослужители РПЦЗ служили здесь литургию. В скиту подвизался с 1965 по 1972 годы монах-пустынник Александр (Блум), автор книги воспоминаний "Цветы пустыни". Постепенно место стало заброшенным, государство могло его забрать. Отцу Харитону благословили заниматься восстановлением скита. Он возродил его из руин. Сегодня скит принадлежит РПЦЗ.

В Иерусалиме паломники посетили греческие монастыри Святого Креста и праведного Симеона Богоприимца.

Первая обитель была основана на месте, где, по преданию, произросло трехсоставное дерево Креста Господня. Монастырь называют обителью грузинской славы. В нем жил грузинский поэт Шота Руставели, улица рядом названа в его честь.

Есть множество легенд об основании обители Святого Креста. Первоначально ее строили греки. В XI веке он был опустошен и восстановлен на средства грузинского царя Баграта IV по благословению преподобного Евфимия Святогорца стараниями грузинского монаха Георгия-Прохора. Под управлением иберийцев обитель оказалась в долгах и в XVIII веке перешла под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. В монастыре подвизалось много монахов, хотя им постоянно угрожали мусульмане.

Иерусалимский Патриарх Кирилл II создал при обители богословскую школу для подготовки духовенства. Она просуществовала до начала XX века. После монастырь пришел в упадок. Многие десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля.

В середине XX века Иерусалимская Патриархия восстановила здания обители, провела частичную консервацию настенных росписей. Фрески, сохранившиеся до наших дней, относят к концу XII - началу XIII веков.

В главном храме паломники пропели тропарь и величание Святому Кресту, приложились к месту, где произрастало дерево Креста Господня.

Последним местом посещения стал монастырь праведного Симеона Богоприимца, расположенный в районе Катамон, что означает "рядом с монастырем". Обитель основана в конце XIX века греческим монахом Авраамием. Он знал, что, по преданию, в евангельские времена здесь располагался дом старца Симеона, а рядом должен находиться семейный склеп, в котором был погребен Богоприимец. Отец Авраамий начал раскопки и обнаружил в скале погребальные пещеры с вытесанными из камня могилами и человеческими останками в них. Позднее ученые нашли наскальную надпись, которая подтвердила, что захоронение принадлежит священническому роду праведного Симеона. Мощи Богоприимца находятся в Хорватии. В монастыре хранится лишь частица его останков. Она находится в алтаре храма, который возведен над могилой праведника.

В храме протодиакон Андрей Левин прочитал отрывок из Евангелия от Луки о встрече Симеона Богоприимца с Младенцем Христом (Лк. 2:25-35). Паломники пропели величание святому и приложились к его гробнице.

Фото Николая Клейменова и Натальи Родомановой
ИА "Вода живая",
10.11.22