Фестиваль "Невские звоны" прошел в Александро-Невской лавре

В Александро-Невской лавре 12 и 13 сентября впервые прошел международный фестиваль "Невские звоны", организованный Александро-Невской лаврой и Международным центром колокольного искусства (Москва).

Концерт-закрытие проходил на открытой сцене у северной паперти Свято-Троицкого собора. Несмотря на то, что он длился четыре часа, подавляющее большинство пришедших присутствовали от начала до конца.

Зрителей приветствовал наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий. Владыка Назарий сказал, что Россию и русскую культуру невозможно представить без колокольного звона и подчеркнул, что это фестиваль скорее не звонов, а звонарей: "В колокольной музыке нет нот, поэтому каждый выражает себя".

"Идея провести фестиваль исходила от Международного центра колокольного искусства, - рассказал владыка Назарий в беседе с корреспондентом "Воды живой". - Ну, а я посчитал, что у нас есть такие возможности, тем более что звонница собора - обновленная, и хочется услышать мнение о ней других звонарей, а не только тех, кто регулярно звонит". На вопрос, планируется ли сделать фестиваль ежегодным, владыка ответил: "Планирование - обычай советский, так далеко загадывать я не привык, но желание есть".
 
Концерт открыло выступление праздничного хора лавры: прозвучали духовные песнопения - стихира и кондак из службы святому Александру Невскому, "Хвалите имя Господне" и другие - и известные песни "Гляжу в озера синие" и "Песнь о вещем Олеге".

Колокольные номера перемежались с выступлениями артистов на сцене. Звонари демонстрировали свое искусство и на колокольне Свято-Троицкого собора, и на малой звоннице рядом со сценой. Когда звонари выступали на колокольне собора, на большой экран проецировалось изображение: зрители могли видеть звонаря и следить за его движениями; для многих было открытием, что в колокольном искусстве используются педали, то есть звонарь звонит с помощью не только рук, но и ног.  

"Колокольную" часть концерта открыл звон на Панагию Киево-Печерской лавры в исполнении насельника обители архимандрита Иосифа - он на этом послушании уже двадцать шесть лет. Выбор первого исполнителя был не случаен: ведущий концерта иерей Анатолий Першин напомнил зрителям, что первыми насельниками Александро-Невской лавры были монахи именно из лавры Киево-Печерской.

Перед зрителями выступили звонари из Москвы (в том числе преподаватель школы звонарей Международного центра колокольного искусства Андрей Дьячков), Архангельска, Нижнего Новгорода, Суздаля, Волгограда, Ярославля, а также из ближнего и дальнего зарубежья - из Минска, Кишинева, Вильнюса, Таллина, Хельсинки. Мы привыкли, что звонарь - это мужчина, но оказалось, что среди звонарей немало женщин: на фестивале выступили Елена Шатько из Минска (она к тому же кандидат искусствоведения и специалист по колокольному искусству - кампанолог), Маргарита Жилевич из Вильнюса, Ирма Скютте и Ирина Пиляр из Хельсинки, Ирина Табакова из Ярославля. Учатся искусству колокольного звона и дети: свое искусство продемонстрировали юные Анна и Мария Дьячковы из Москвы.

"Отрадно для сердца, когда переплетаются колокольные звоны и современное искусство, - сказал иерей Анатолий Першин. - Кстати, часто бывает, что мастера колокольного звона занимаются чем-то еще". В доказательство этого утверждения звонарь Спасо-Евфимиева монастыря из Суздаля Александр Леонов исполнил несколько произведений на гуслях, а Елена Шатько - на цимбалах.

Как уже говорилось, перед зрителями выступили не только звонари, но и певцы и музыканты: Анна Абикулова, Анастасия Шугалей, Ангелина Слободчикова, Сергей Зыков. Сергей Зыков признался, что при записи фонограммы, сопровождавшей одну из исполненных им песен, он выполнял функции звонаря.

В партитурах некоторых классических произведений присутствуют колокольные звоны - об этом напомнило выступление Андрея Дьячкова вместе с духовым квинтетом: они исполнили финальную тему "Славься" из оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя".

В финале предполагалось выступление Евгении Смольяниновой, но певица немного запоздала, и в образовавшейся паузе иерей Анатолий Першин взял в руки гитару: он - известный автор-исполнитель. "Я очень хотел выступить на фестивале, но мне сказали, что программа крайне насыщенная и времени на это не будет; я горячо молился - и видите, время нашлось", - признался он.

Евгения Смольянинова не только исполнила несколько песен,  том числе и знаменитый романс "В лунном сиянье", но и рассказала, что сама звонит в храме, прихожанкой которого является: "Меня вдохновляет житие преподобноисповедника Леонтия Михайловского, который пострадал в годы советской власти: в те времена колокольный звон был запрещен, но он на Пасху зазвонил, за что был арестован. Мы звоним, и через эти звоны Господь нас не забывает".
 
Отец Анатолий отметил, что колокольный звон благотворно влияет на человеческую душу: "Русская душа любит простор, колокольный звон, песни... Вот и сейчас многие из тех, кто пришел на фестиваль, не уходят, хотя наверняка проголодались и замерзли. А фестиваль наш заканчивается вечерней службой - давайте помолимся".

В завершение концерта и на начало службы прозвучали новые звоны Александро-Невской лавры.

ИА "Вода живая",
13.09.15