"Он идет на вольное страдание за каждого из нас"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Сергиевой пустыни

В канун Недели 6-й Великого поста, ваий (Вербного воскресенья), 23 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Сергиевой пустыни.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель игумен Николай (Парамонов) с клиром, протоиереи Павел Феер, Иоанн Цьолка, Валерий Дорохов, Валерий Швецов, Александр Покрамович, Михаил Подолей, Сергий Чалых и другие священнослужители.

За богослужением молились братия обители, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина).

К празднику Святой Пасхи Святейшим Патриархом Кириллом клирики Санкт-Петербургской епархии удостоены богослужебно-иерархических наград. За богослужением игумен Николай (Парамонов) возведен в сан архимандрита. Протоиереи Павел Феер и Иоанн Цьолка удостоены права служения с отверстыми Царскими вратами по "Отче наш". Протоиереи Валерий Дорохов, Валерий Швецов, Александр Покрамович удостоены права ношения митры. Протоиереи Михаил Подолей и Сергий Чалых удостоены права ношения креста с украшениями. Иерей Илиан Лаврентьев возведен в сан протоиерея. Диакон Павел Шуклин возведен в сан протодиакона. Диакон Константин Подолей удостоен права ношения двойного ораря.

Митрополит Варсонофий совершил чин освящения ваий.

По окончании богослужения владыка поздравил верующих с великим праздником Входа Господня в Иерусалим и обратился к ним с архипастырским словом.

"За несколько дней до Своего страдания, смерти и Воскресения Господь, уже мысленно покидая наш земной мир показал свою чудодейственную силу, - сказал владыка. - Первый раз сегодня, когда Он воскресил Лазаря. До этого Господь совершал чудеса воскрешения, но тут Он воскресил покойника, который четыре дня уже лежал во гробе и смердел. Господь еще раз показал этим, Кто Он есть. Ни у кого из обычных людей воскресить мертвеца не получится, а Он - Мессия, Сын Божий, Владыка смерти и жизни. И в конце времени будет общее воскресение всех людей - хотите верьте, хотите нет".

"Это был первый "стук" в сердца людей: кто-то услышал, а кто-то побежал к начальникам "закладывать" Его - опять, дескать, смущает народ, опять какое-то чудо совершил, - продолжил владыка. - Господь тогда решил совершить еще одно чудо - войти как царь в святой град Иерусалим. Господь бывал в Иерусалиме много раз, но приходил туда смиренно, просто, незаметно. А тут решил войти как царь. Ему подогнали осленка, Он сел и торжественно с Елеонской горы вошел в город Иерусалим и, как сказано сегодня в Евангелии, "потрясеся весь град" (Мф. 21:10). Действительно, все почувствовали, что это - необыкновенное явление, действительно, явился Мессия, Спаситель. Многие люди срывали с себя одежды, постилали на землю, и ветви постилали, и кричали: "Осанна Сыну Давидову!" (Мф. 21:9). Такое ликование было вокруг, а Господь, входя в Иерусалим, плакал. Плакал об иудеях, которые сейчас встречают Его как Мессию, плакал о том ветхозаветном мире, плакал и о нас, будущих потомках, которые так и не распознают в Нем посланника Божия. Господь много раз говорил об этом, и в пророчествах Ветхого Завета было сказано, как все произойдет. У пророка Захарии сказано: "Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом" (Зах. 9:9). Все слышали, читали - и забыли. Но Господь много раз напоминал, что царь будет именно такой. Все привыкли видеть земного царя сильным, привыкли, что у него оружия много, что он покоряет народы, а Господь сказал: Мое Царство будет построено на любви. Никого силой Я не буду принуждать в Свое Царство. Кто хочет свободно идти за Мной - иди, и получишь Царствие Небесное. Господь призвал двенадцать апостолов - первыми гражданами Его Царства стали простые люди. И сегодня мы, простые люди, наполняем Церковь нашу и готовимся стать членами Его Небесного Царства. Сегодня мы встречаем Господа с ветками ваий. Конечно, мы знаем, куда идет Господь: Он идет на вольное страдание за каждого из нас. И мы должны что-то Господу принести за Его слезы о нас, за Его муки о нас. Конечно, мы должны принести не просто веточки, а плоды своих духовных дел. И первое дело, которое мы совершаем весь пост, - очищаем свою душу. Кто не успел покаяться, кого гнетут какие-то грехи - надо смело подойти к аналою, к священнику, покаяться и исправиться. Давайте проводить жизнь в покаянии и добрых делах", - завершил проповедь архипастырь.

Владыка еще раз поздравил священнослужителей с церковными наградами, пожелал всем пройти Страстную седмицу и встретить воскресшего Господа с чистым сердцем.

В ответном слове отец Николай от имени насельников и прихожан обители, а также награжденных поблагодарил владыку "за внимание к тем скромным трудам, которые каждый из священников и насельников обители приносит во славу Святой Церкви".

Троице-Сергиева пустынь была основана в 1732 году архимандритом Варлаамом (Высоцким), настоятелем одноименной лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был отец Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Монастырь в 1920-е годы был закрыт, в корпусах много лет располагалась школа милиции. Часть зданий была уничтожена, часть - сильно переделана. В праздник Введения Пресвятой Богородицы 1993 года в переданном верующим Троице-Сергиевом храме состоялась первая служба. Восстановление монастыря продолжается по сей день.

ИА "Вода живая",
23.04.16