"Народ участвовал в беззаконии"

Митрополит Варсонофий совершил вечерню Великой пятницы
В Великую пятницу, 6 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители.

В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое", из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.

Затем правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".

Митрополит обратился к молящимся с проповедью.

"Завершилась Великая пятница, и мы вспоминаем ее подробности, - сказал владыка. - В тот день был вынесен смертный приговор Спасителю. Кто его вынес? Мы видим представителей духовной, светской властей и народ. Благословение на арест выдал первосвященник Каиафа - это был глава ветхозаветной Церкви. Мы знаем, как велики ее заслуги, какие священные книги она для нас сохранила. Вы все, конечно, хорошо знаете книгу Псалтирь. Интересно, читали ли ее первосвященники? Ведь каждая строчка этой книги свидетельствует о Христе! Открываете на любой странице - в каждом псалме написано о Нем. Они не могли эту книгу не знать: ее читали на богослужении в храме, на собраниях в синагогах. Кроме того, первосвященнику сообщали, что Иисус исцелял больных, насыщал голодных, а напоследок воскресил Лазаря четверодневного - какой земной человек мог бы сделать это? И когда привели Христа на допрос, Каиафа прямо спросил у Него: "Ты ли Христос, Сын Благословенного?" Господь сказал: "Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мк. 14:61-62). Но вместо того, чтобы поклониться Христу, поверить в Него, Каиафа разрывает на себе одежды и говорит: "Повинен смерти". Это первосвященник, который вроде бы служил Богу, напротив него сидит Сам Бог..."

"Но Каиафа не мог сам вынести смертный приговор - это было прерогативой римских властей, - продолжил архипастырь. - Поэтому Христа повели к Пилату. Тот не нашел никакой вины за Спасителем: Он не угрожал Римской империи, ничего плохого не делал. Пилат видел, что иерусалимские первосвященники из зависти хотят расправиться с Ним. И попытался освободить Христа. Но у него ничего не получилось: он боялся римских властей, которым донесут, что он позволил какому-то Иисусу из Назарета объявить Себя царем. Пилат умыл руки и сказал: "Я неповинен в крови этого праведника, вы сами этого хотите". И отправил Его на издевательства и распятие".

"Народ тоже мог воспрепятствовать казни Христа - одного из осужденных по случаю праздника можно было отпустить. Но когда было предложено отпустить либо Варавву, либо Христа, люди выбрали разбойника. Они, требуя распять Иисуса, сказали: "Кровь Его на нас и на чадах наших" (Мф. 27:25). И вот, духовная, светская власти и народ - все приняли участие в беззаконнии. Спаситель взял Крест и понес его на Голгофу. Он скончался на Кресте, и мы слышали в евангельском чтении, как Иосиф Аримафейский явился к Пилату и попросил отдать тело Иисуса. Пилат разрешил, Иосиф снял тело с Креста и похоронил у себя в саду, в пещере, которую, очевидно, изначально приготовил для себя. И мы сейчас с престола, как с Креста, сняли Плащаницу, вынесли на центр храма, и вскоре будем совершать чин погребения. Желаю вам оставшуюся Великую субботу пройти достойно, чтобы насладиться радостью Воскресения Христова", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Все молящиеся поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, в дальнейшем его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина могли отличаться в зависимости от монастыря.

ИА "Вода живая",
06.04.18

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости