"Пример апостолов"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе
В канун Недели 25-й по Пятидесятнице, 28 ноября, митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Крестовоздвиженском казачьем соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Владимир Сергиенко, клирики храма и другие священнослужители.

Среди молящихся были представители Санкт-Петербургского казачьего округа, Невской станицы и Крестовоздвиженского братства, воспитанники воскресной школы.


"Поздравляю вас с днем памяти святого апостола и евангелиста Матфея и первым днем Рождественского поста, - сказал владыка в проповеди. - Матфей - один из двенадцати апостолов, он жил в Капернауме, трудился по всему берегу Тивериадского озера - был мытарем, сборщиком налогов. Когда Христос выбирал учеников, обратил внимание на него и сказал: "Следуй за Мною". Матфей "встал и последовал за Ним" (Мф. 9:9). Родственники звали его Левием, это более возвышенное имя, но сам он именовал себя Матфеем-мытарем. Мытари были самыми презренными людьми в израильском обществе. Их считали предателями, потому что они собирали налоги для римской власти. Это для правоверного иудея было изменой своей вере. И среди таких людей Спаситель выбирал будущих апостолов. Матфей прекрасно понимал, от какого греха Господь освободил его и к какому свету, какой миссии привел. Поэтому благодарил Христа и все время говорил, что Он пришел, чтобы спасти грешников, каким был и сам апостол. В Евангелии от Матфея Господь начинает проповедь с покаяния: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4:17). Оно было написано в 42 году, другие апостолы в то время были живы и подтвердили, что Матфей практически дословно передал все речи, проповеди Христа, которые слышал, когда ходил вместе с Ним. Видимо, человек он был образованный, с хорошей памятью. Его Евангелие было написано для иудеев - там много цитат из Ветхого Завета, с помощью которых он доказывает, что Иисус - Мессия, предсказанный пророками. Матфей приводит Его родословие, показывая, что Он - из колена Давидова. Матфей убеждает иудеев, что Мессия - вот Он, другого ждать не надо. Христиане сохраняли это Евангелие, хотя Иерусалим был разрушен. Все жители оттуда ушли, но унесли с собой списки слов, сказанных о Христе апостолом Матфеем. Мы помним слова Господа: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Апостол Матфей прошел с проповедью Аравию, Мидию, Персию и завершил путь в Эфиопии. Там он был замучен в 60 году, но до этого успел создать Эфиопскую Церковь, которая его особо почитает".

"Апостолы трудились, не покладая рук, ради Христа, ради Царствия Божия, - продолжил архипастырь. - Нам нужно брать с них пример - хотя бы начать с покаяния. Без покаяния в Царствие Божие мы не попадем. Пост как раз - время покаяния, исправления, очищения души. Только в чистую душу может войти семя Божие, только в чистой душе может укрепиться, укорениться и принести добрые плоды. Поэтому неслучайно скоромное время чередуется с постами, чтобы каждый раз мы смотрели за собой. Часто мы думаем, что нам и каяться-то не в чем: мы христиане, ходим в храм. Но это неправильно. Если внимательно посмотрим на себя в зеркале Христа, увидим, что мы нездоровые. Мы больные, прокаженные, но этого не видим, нам кажется, что мы чистые, праведные, чуть ли не святые. Это болезнь в нас так завуалирована, что мы ее не видим. Человек думает, что у него волосы черные, а посмотрит в зеркало - весь седой. Душа думает, что белая, а она еще черная, ее никто не очистил".

"В пост и надо заниматься очищением души. Конечно, нужны и молитва усиленная, и добрые дела. Не нужно копить злые дела, поступки: накапливается в человеке, зло рано или поздно его убьет. Таково его свойство - оно убивает человека, который скатывается и доходит до состояния скота несмысленного. Поэтому со злом надо расставаться. Нужно исповедоваться, причащаться. Часто люди жалуются, что вокруг нет примеров для подражания, все вокруг такие же, как они. Святые отцы говорят, что если не с кого брать пример, нужно брать пример с природы. Возьмем солнце - оно светит и на добрых, и на злых, греет всех. И мы должны светить, согревать и добрых, и недобрых. Или вода - тоже всех поит. Что мешает нам поить и кормить всех, кто в этом нуждается? Неужели мы хуже воды? Посмотрите на землю - она терпит и пахаря, и каток, который ее в асфальт закатывает. И мы должны терпеть ближних. Так природа показывает нам пример, даже если вокруг нас нет достойных для подражания людей. Время поста не должно пройти зря. Приходите в храм, молитесь дома, чтобы с чистой душой, чистым сердцем подойти к празднику Рождества Христова, поклониться Богомладенцу Христу, облобызать Его икону, которая будет в центре каждого храма. Тогда мы поблагодарим Бога за то, что Он пришел на грешную землю ради нашего спасения, прославим Его. Он даст нам великую милость, если наши души будут чистыми и подготовленными к этому празднику", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
За усердное служение Русской Православной Церкви и в связи с 75-летием настоятель был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

Приходской библиотеке было подарено собрание проповедей владыки.

Настоятель подарил владыке букет цветов и книгу, изданную к 300-летию основания и 30-летию возрождения собора.

Верующим раздали иконки преподобного Александра Санаксарского.

Крестовоздвиженский собор был освящен в 1749 году, в середине XIX века перестроен и расширен по проекту Егора Диммерта. Вновь был освящен 15 декабря 1851 года. В советское время был закрыт. В 1991-м казачьей общине передали храм святых Кирилла и Мефодия в колокольне (ныне восстановленный), в 1993 году - храм Тихвинской иконы Божией Матери (он восстановлен, в нем совершаются регулярные богослужения), в 1996 году - Крестовоздвиженский собор.

ИА "Вода живая",
28.11.20

Крестовоздвиженский казачий собор на Лиговском пр.

191119, Санкт-Петербург, Центральный район, Лиговский пр., д.128

Упоминания в новостях

Все новости