"Стяжать любовь"

Митрополит Варсонофий совершил великое повечерие в Константино-Еленинском монастыре
B среду 1-й седмицы Великого поста, 17 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Константино-Еленинском монастыре.

Eго Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, клирики обители и другие священнослужители.

За богослужением молились настоятельница игумения Илариона (Феоктистова) и сестры монастыря.

"Мы проходим середину первой седмицы Великого поста и сегодня в третий раз слушали канон святителя Андрея Критского, - сказал владыка в проповеди. - На основании библейских событий святой изложил историю падения, восстания, покаяния и преображения человека, показав, как следует жить, чего держаться и от чего отказываться. Нужно постоянно изучать Священное Писание, там мы для себя можем найти ответы на любые вопросы жизни. Возьмем, например, слово "пост". В Ветхом Завете оно постоянно упоминается, пост был рекомендован Богом, начиная с первых людей. Господь сам исполнял то, что рекомендовал. Как Сын Человеческий Он не нуждался в посте, потому что был святым, а Бог тем более в посте не нуждается. Но прежде чем выйти на общественное служение, Он постился, и не так, как мы, а сорок дней провел на Горе искушений в Израиле, ничего не вкушая. Что там произошло? К Нему подошел лукавый и стал Его искушать. Если человек постится, к Господу нашел дорогу, то, думаете, он к нам не подберется? Подберется. В начале поста, в середине, в конце, но будет искушать нас, чтобы не так сильно постились, берегли здоровье, не ходили в храм. Мол, ничего страшного, раз-два не сходишь. Ничего страшного, но и ничего хорошего. Потому что хорошее рождается от хорошего. А от того, что в храм не приходим, хорошего ничего не родится. А пришли - что-то, может, и получится у нас".

"Лукавый подошел с искушениями к Спасителю, когда почувствовал, что Он взалкал, и указал на камни - сделай их хлебами и напитай себя, - продолжил архипастырь. - Господь ответил: "Не хлебом одним жив будет человек" (Мф. 4:4). То есть земная пища - не главное в жизни человека. А главное - Слово Божие. Господь нас Словом Божиим питает и физически, и духовно - мы причащаемся. Это главное. Не нужно увлекаться земной пищей, она не дает вечной жизни, а только продлевает земную. Для вечной жизни важно только Слово Божие. Второй урок Господь преподнес, когда диавол предложил ему сброситься с кровли храма и показать людям чудеса. Тогда за чудотворцем Христом якобы люди пойдут. Как будто мы в храм приходим за чудом. Мы не за этим приходим сюда. Многие чуда никогда не видят. А многие видят, сподобляются. Но в храм мы пришли, чтобы совершить чудо в себе - покаяться, исправиться и наполниться Божественным содержанием. Вот за чем приходим в храм, а не за чудесами. Диавола Господь отверг. Тогда тот предложил Ему третье испытание - дам Тебе все царства мира сего, только измени Богу, поклонись мне. Нам тоже это предлагает диавол. Откажитесь от Божественных заповедей - и все вам дам: богатства, власть, любовь. Не нужно слушать его, он обманщик. У него власти никакой нет и, кроме ада, он нам ничего не предложит. Нельзя никогда ничего предпочитать Богу на земле. Бог превыше всего".

"Вы пришли в монастырь, теперь ваши глаза устремлены только на Спасителя, - обратился правящий архиерей к сестрам. - Больше ничего мы не можем предпочитать в этом мире. Мы оставили мир. Благодарим Бога за все радостное и скорбное, что с нами было и есть. Он привел нас в святую обитель - какое это счастье! Здесь тоже свои трудности, которые надо преодолевать. Своя воля остается за воротами обители. Здесь полное послушание начальствующим: игумении и поставленному на монастырское послушание духовенству. Помните заповедь Божию апостолам: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается" (Лк.10:16). Поэтому когда начальствующие вам говорят, надо понимать, что это от Бога идет указание. Если не принимаем его, значит, от Бога не принимаем".

"Когда мы постимся, думаем, что Господь смотрит на нас внимательно и оценивает: какие они хорошие, как замечательно постятся. Так думали иудеи во время пророка Исаии. И говорили Богу: "Что же такое, мы постимся, а Ты нам внимания не оказываешь. Даже на нас не смотришь" (Ис. 58:3). Они ждали от поста какого-то блага. Бог через пророка Исаию ответил, что их пост не принимает, потому что они исполняют свои, а не Его пожелания. Господь сказал, какой пост примет: если будете странникам и нищим подавать. Тогда Он даст им все блага. Видите, как просто. За что Бог осудил Содом и Гоморру? Не только за беззакония. Это был процветающий город, хлеба там было в достатке, но ничего его жители не давали странникам, проходящим мимо. Их немилосердие Господь осудил. Это нам урок - когда постимся, должны подумать о главной добродетели - любви. На Тайной вечери накануне Своих страданий Христос сказал ученикам: "Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). И они проповедовали любовь. Апостол Павел много говорил о ней, считал ее царицей добродетелей и прямым путем в рай. Апостол Иоанн Богослов тоже от Господа перенял эту добродетель и много о любви говорил. Если есть другие добродетели, а любви нет, - не спасетесь. Если есть любовь, а ничего остального нет, - спасетесь. Особенно живущим в монастыре она важна: вы пришли сюда как сестры, родные во Христе. Любовь должна для вас быть естественной. А у мирян почему ущербная любовь? Вроде есть немножко любви, но любим только тех, кто нас любит. А нужно всех любить. Терпим ли мы всех? Терпение - тоже признак любви. Прощаем? Если прощаем и терпим, значит, есть любовь. Если оказываем милость, помогаем - есть любовь. Если же только на словах любовь, а руку не можем в кошелек опустить и оттуда подать - значит, любви еще и в зародыше нет. Давайте в пост посмотрим, что у нас в сердце. Ведь оно может дать только то, что имеет. У матери есть любовь к ребенку - она всю себя отдает ему. Так и мы, если у нас есть любовь - отдадим. Если нет - надо просить у Бога дара любви. Живущие в монастыре должны стяжать любовь, смиренномудрие, послушание, кротость и воздержание. Желаю вам подойти к Пасхе с многогранной любовью, которой бы на все хватало, жить дружно, мирно, любить Господа и друг друга", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона святого Александра Невского.

Исторически в Хапполо (так называлось Ленинское до 1948 года) не было православного храма: территория входила в Великое княжество Финляндское, и население в основном исповедовало лютеранство. В 1998 году в поселке создали общину. Храм строили на месте сгоревшего клуба на средства ктитора Константина Голощапова, главы компании "Росцентрпроект" управления делами президента РФ. Первая служба в храме святых Константина и Елены состоялась в Рождественский пост 1999 года. 6 октября 2006 года Священный Синод постановил открыть Константино-Еленинский монастырь. Первые сестры приехали сюда из петербургского Новодевичьего монастыря. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы возведен по проекту Сергея Павлова. С 2015 года в нем проходят богослужения. Был освящен малым чином Святейшим Патриархом Кириллом 18 августа 2017 года. Великое освящение совершил 21 октября 2018 года митрополит Варсонофий.

ИА "Вода живая",
17.03.21

Видео: Среда 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие. Константино-Еленинский монастырь

Константино-Еленинский женский монастырь

188839, Ленинградская область, Выборгский район, поселок Ленинское, ул. Советская, д. 44

Упоминания в новостях

Все новости