Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме пророка Илии
В Неделю о мытаре и фарисее, 13 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме пророка Илии на Пороховых.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Храму была подарена икона Сретения Господня.
Правящий архиерей поздравил своего секретаря иерея Павла Ермошкина с днем рождения и преподнес ему богослужебную просфору.
Настоятель поблагодарили владыку за совместную молитву и подарил ему цветы.
Богослужение транслировалось в прямом эфире ТК "Союз".
Каменный Ильинский храм был заложен в 1781 году на месте деревянного по проекту Ивана Старова или Юрия Фельтена. Освящен в 1785-м. В 1806-м рядом построили храм святого Александра Невского. В советское время церковный комплекс был закрыт, в 1988-м его вернули верующим. Первая служба в возвращенном храме состоялась 22 декабря того же года. Главный придел освятили спустя год. Храм восстановлен. Является памятником федерального значения. Клир храма окормляет исправительное учреждение.
Неделя о мытаре и фарисее - первый из четырех воскресных дней подготовки к Великому посту, начало богослужений с использованием постной триоди. В этот день за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 18:9-14) о двух вошедших в храм - фарисее и мытаре. Молясь, фарисей перечислял свои добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоявшего рядом мытаря. Мытарей, сборщиков дани для Римской империи, иудеи презирали и ненавидели. Мытарь не смел поднять голову, только бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние: "Боже, милостив буди мне, грешному". В притче говорится, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма оправданным, а возвышавший себя фарисей не был оправдан.
ИА "Вода живая",
13.02.22
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
"Остается три недели до поста и десять недель до Пасхи, - сказал владыка в проповеди. - Это время надо провести с пользой для души. Церковь помогает нам в эти дни обрести дорогу к Богу, укрепиться в духовной жизни, очистить душу и приводит примеры из Евангелия, показывающие, как нужно поступать, когда мы настроены на покаяние и исправление своей жизни. В прошлое воскресенье мы вспоминали пример покаяния мытаря Закхея - Господь помог ему, войдя в его дом, покаяться, исправиться и встать на путь спасения. Сегодня мы вспоминаем другого мытаря, который переступил порог храма и замер, потому что вошел в дом Божий, где нас встречает его хозяин - Господь. С таким благоговением и страхом Божиим мы должны переступать порог храма. Когда мытарь встал перед Богом, сразу увидел, какой он недостойный, и стал бить себя в грудь, говоря: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику". Он больше ни о чем не просил, а вспоминал свои грехи, сколько людей обидел, обманул и обокрал. Эта тяжесть лежала на его душе. В то же время молился другой человек - фарисей. Это были иудеи, которые как бы исполняли весь Закон Божий, их почитал народ. Действительно, среди них много было людей благочестивых, например, апостол Павел входил в число фарисеев. Некоторые ученики Христа были из фарисеев. Этот праведный фарисей зашел в храм и стал говорить: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь" (Лк. 18:9). Фарисей перечислил все свои добродетели, говорил, что постится, дает десятину. Но Господь оправдал мытаря, а не фарисея. Потому что мытарь сокрушался от всего сердца, а Бог сокрушенных и смиренных любит. Если человек кается от глубины души, получает не только прощение, но и оправдание. Мытарь вышел из храма оправданным. Он просил малого, только чтобы Господь помиловал его, а получил большее - оправдание. Вышел совсем другим из храма. Господь снял груз, который тяготил его. Фарисей ничего этого не получил, хотя вроде правильно молился, благодарил Бога. Господь не за это порицает его, а за самодовольство и осуждение ближнего. Не должен он был так молиться, это молитва самому себе, он как бы себя прославлял и хвалил за то, что не такой, как остальные люди. Но сам не стремился к совершенству, хотя в Ветхом Завете сказано, что люди должны совершенствоваться. Он считал, что всего достиг. Уже стал памятником. Господь не принял такой молитвы, и фарисей ушел неоправданным. Церковь приводит пример, как надо молиться - со смирением и сокрушением сердца. Но, к сожалению, мы часто на исповеди называем не грехи свои, а добрые дела. А надо каяться в грехах, сокрушаться и получать облегчение. Мы же не говорим врачу, что у нас ничего не болит. Наоборот, просим помочь, облегчить боль. Когда мы сокрушаемся о грехах, просим прощения у Бога, Он очищает, причащает нас и помогает нам".
"Нельзя себя хвалить и говорить, что достаточно потрудились, все сделали, можно отдохнуть, - продолжил архипастырь. - Подвижники так никогда не делали. Какие они подвиги несли, и то постоянно себя укоряли. Я читал об одном из них, который решил себя укорять так: написал на стене несколько хороших словосочетаний - любовь совершенная, ангельское смиренномудрие, чистая молитва, чистые тело и душа. Помыслы ему говорят: старец, ты уже устал, отдохни. А он отправляется на самообличение. Берет свою душу, идет с ней к стене и читает: любовь совершенная, ангельское смиренномудрие, молитва чистая - и говорит душе: "У тебя все это есть? Нет? Вставай, нам есть чем заниматься". То есть мы никогда не должны считать, что достигли всего и можно успокоиться. До конца жизни есть о чем плакать, что очищать и в чем совершенствоваться, особенно в смирении. Его не хватает всем нам. Если у нас есть грехи, то и смирения нет. Мы должны это понимать. Смирение там, где грехов нет. Если они есть - мы не смиренны. А для духовной жизни смирение - фундамент. Если его нет, все рухнет и пойдет не так. Смирение - дар Божий, плод Духа Святого. Его нужно взращивать в себе. Чтобы получился хлеб, нужна мука, из нее делают тесто, потом его выпекают. Так и со смирением - сначала идет изучение себя, надо посмотреть, в чем согрешил. Если мы это найдем в себе и засеем смирение, то появятся его ростки. А если еще будем "поливать" это Духом Святым, то получится смиренномудрие. Но в один день смиренным не станешь. Надо долго этим заниматься. Господь взирает только на смиренных и кротких. На других просто не смотрит, потому что эти люди не могут вместить благодать Божию. А смиренные впускают ее, Господь очищает и направляет их на истинный путь".
"Всем надо встать на путь смирения, хвалиться нам нечем, все наши дела через нас творит Бог. Нужно воздавать Ему хвалу и благодарение, а похвалы себе никогда не принимать. Даже царь Давид заметил в своих псалмах, что не мне хвала, Господи, а Тебе, человеку она не полезна, даже вредна. Нам нужно так же делать, и чем больше будем смиряться, тем больше Бог будет нам давать благодать. Помните, как Иоанн Креститель говорил о себе скромно, когда его спрашивали, не Мессия ли он? "Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его" (Мк. 1:7). Видите, какую благодать Господь дал ему, что он Его крестил. Чем больше мы будем смиряться - тем больше Господь дает нам благодати. Надо всегда смиряться и просить у Него малого - помилования. Мытарь просил помилования, а получил оправдание. Разбойник, который висел на кресте справа от Христа, попросил у Него вспомнить о нем, когда Он придет в царствие Свое. Просил только вспомнить, а Спаситель сказал: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43). Вот как Господь поступает, когда мы смиренно у него что-то просим. Никогда у Бога нельзя просить многого, только малое. И Он всегда даст нам в десять раз больше, чем мы просим. Святые отцы на опыте своей жизни показали это. Один старец говорил, что с Богом заключил договор: чтобы у него каждый день карман опустошался от денег. И из кармана все раздавал. Наутро карман в десять раз увеличивался. Господь щедрый и всегда нам дает больше, чем нужно. Мы должны Его благодарить за это и видеть, что это не наша заслуга, а милосердие Божие. Господь всех любит: и мытарей, и фарисеев. Мы все бываем то мытарями, то фарисеями, то кого-то обижаем, то укоряем и превозносимся. Поэтому должны каяться, просить у Бога прощения, чтобы Он помог нам встать на путь исправления. Десять недель до Пасхи надо пройти с пользой для души и встретить Христово Воскресение в радости, всех любя и благодаря Бога за то, что дал нам пройти Великий пост и Страстную седмицу, видеть Его подвиг и встретить Его Воскресение", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона Сретения Господня.
Правящий архиерей поздравил своего секретаря иерея Павла Ермошкина с днем рождения и преподнес ему богослужебную просфору.
Настоятель поблагодарили владыку за совместную молитву и подарил ему цветы.
Богослужение транслировалось в прямом эфире ТК "Союз".
Каменный Ильинский храм был заложен в 1781 году на месте деревянного по проекту Ивана Старова или Юрия Фельтена. Освящен в 1785-м. В 1806-м рядом построили храм святого Александра Невского. В советское время церковный комплекс был закрыт, в 1988-м его вернули верующим. Первая служба в возвращенном храме состоялась 22 декабря того же года. Главный придел освятили спустя год. Храм восстановлен. Является памятником федерального значения. Клир храма окормляет исправительное учреждение.
Неделя о мытаре и фарисее - первый из четырех воскресных дней подготовки к Великому посту, начало богослужений с использованием постной триоди. В этот день за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 18:9-14) о двух вошедших в храм - фарисее и мытаре. Молясь, фарисей перечислял свои добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоявшего рядом мытаря. Мытарей, сборщиков дани для Римской империи, иудеи презирали и ненавидели. Мытарь не смел поднять голову, только бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние: "Боже, милостив буди мне, грешному". В притче говорится, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма оправданным, а возвышавший себя фарисей не был оправдан.
ИА "Вода живая",
13.02.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Храм св. Пророка Илии на Пороховых
195030, Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Ильинская слобода, д. 4.Упоминания в новостях
13 апреля 2024
Протоиерей Александр Будников награжден правом ношения второго наперсного креста
...
За усердные труды во славу Святой Церкви благочинный Выборгского округа, настоятель храма пророка Илии на Пороховых протоиерей Александр Будников награжден правом ношения второго наперсного креста с украшениями ...