"Беседа с душой"

Митрополит Варсонофий совершил богослужения вторника 1-й седмицы Великого поста  
Во вторник 1-й седмицы Великого поста, 8 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился в Казанском кафедральном соборе за уставным богослужением - утреней, часами, изобразительными и вечерней, которые совершил иерей Георгий Кобрин.

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского в Новодевичьем монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили старший священник иерей Дионисий Харин, духовенство обители, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

За богослужением молилась настоятельница игумения София (Силина) с сестрами.

"По благословению Божию уже второй день мы проходим Великий пост, - сказал владыка в проповеди. - В монастырях всегда ждали поста как радостного периода. В это время было меньше хозяйственных работ, больше внимания уделялось духовной жизни: монахи молились, читали в храме и получали утешение. Бог за молитвы всегда посылает утешение, благодать. А если постом мы еще приобретем добродетели - смирение, любовь, Господь даст нам почувствовать, как Он близок и нам помогает. Пост всегда связан с покаянием, без покаяния это просто диета. Она полезна для тела, но для души ничего не дает. Когда пост связан с молитвой, покаянием, которое мы понимаем как исправление, для души это полезно. Православные христиане всегда постились строго, это наша десятина Богу, время, посвященное Ему. Поэтому нужно совершить как можно больше добрых дел и исправить себя. Сегодня мы читали вторую часть покаянного канона. Преподобный Андрей Критский писал его, беседуя со своей душой. Он как бы поставил ее перед собой и говорит: "Душа моя окаянная, смотри - конец приближается, а что мы с тобой имеем?" И начинает по страницам Библии проходить, смотреть, чему душа уподобилась. И все грехи, которые есть в Библии, у себя находит. Почему мы не торопимся каяться, не берем пример со святых? Такие вопросы задает преподобный. Церковь благословила этот канон нам читать в первые дни Великого поста. Все мы, хотя и живем в двадцать первом веке, грехи совершаем те же самые, что и наши ветхозаветные прародители, и предки времен Нового Завета. Те же падения, тот же грех".

"На примере наших прародителей, Адама и Евы, преподобный Андрей показывает, как душа была изгнана из рая, - продолжил архипастырь. - За что? За нарушение заповеди Божией о посте. Мы знаем из Библии, как это происходило. Все было у Адама и Евы, они жили в раю. Господь дал им одну заповедь: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:16-17). Но искуситель спросил у Евы: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" (Быт. 3:1). Видите, какой хитрый вопрос? Ева сразу вступила в спор: "Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть" (Быт. 3:2-3). Никогда нельзя с лукавым ни о чем разговаривать! Он тут же "поймал" Еву: "Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3:4-5). Он стал убеждать Еву, что Бог просто не хочет, чтобы люди сравнялись с Ним. И она задумалась: а может быть, это правда, у меня откроются глаза, и я все увижу? Хотя что они еще особенного могли увидеть? Ведь им дано было общение с Богом! Ева перестала верить Богу, перестала Его любить. Стоит только от Него отойти, как в нас родится страсть, с которой самим нам уже не справиться. Мы, верующие, с Божией помощью как-то боремся со страстями. А у неверующих море страстей, и как спасаться? Никак. Только Бог может страсть выжечь. И вот, Ева от Него отказалась, и страсть ее победила. Она вкусила запретный плод: открылись глаза у нее и ее мужа, они увидели, что наги. Стали сшивать листочки, прикрываться, но так страсть не прикроешь, она всегда выходит наружу. Если страсть в человеке живет, люди мудрые читают все по лицу. Как-то я был в одном монастыре. Духовник исповедовал людей, а я находился в соседней комнате. Подходит к нему девушка: "Не знаю, в чем мне каяться". - "Кайся в блудных грехах". Я потом спросил батюшку, почему он решил, что у нее блудные грехи. "Да у нее на лице все написано, - ответил он. - Она приехала вся размалеванная, столько косметики на ней - внешне так выражается блуд". Да и любая страсть на лице написана. Возьмите алкоголика - сразу видно, что человек пьет. Так что страсть внутри не удержишь, она всегда вылезает наружу".

"Пост - время борьбы со страстями. Не думайте, что мы не такие, как Ева. Мы больше нее согрешаем: она-то хоть не знала, что будет, если съесть запретное яблоко, а мы прекрасно все знаем, но продолжаем грешить. Читал я про такой случай: у отца были две дочери, и он каждый вечер читал им детскую Библию. Как-то одна из них сказала: "Я бы никогда так не поступила, как бабушка Ева, а бы слушалась Бога". Он отвечает: "Нет, дочка, ты поступила бы так же". - "Давай поспорим!" На следующее утро он сказал: "Дети, я ухожу на работу. Вот в этой кастрюле первое, в этой - второе, а в этой - сюрприз. Вечером приду, и мы посмотрим, что там". Целый день они мучились, что же в той кастрюле, не могли ни есть, ни играть нормально. Одна из сестер говорит: "Давай крышку поднимем, посмотрим, папа и не узнает!" - "Давай!" Открывают - а там сидит синичка, она вспорхнула и улетела. Приходит отец, видит, что они расстроенные. "Ну что, открыли крышку, птичка улетела? А кто говорил, что никогда не поступит так, как поступила Ева?" Таких примеров много в сочинениях святых отцов, они показывают, что мы все - страстные и должны со страстями бороться. В миру мы живем или в монастыре - у всех своя история борьбы с грехами. Нужно пост использовать, чтобы побороть греховные привычки и страсти - с Божией помощью, у самих ничего не получится. Господь поможет, только надо иметь мужество, терпение, устремленность. Все мы стремимся к Нему, поэтому будем очищать души, как можем, усердно, ревностно. Будем посещать храм Божий - Великим постом много благодатных служб, которые в другое время не повторяются. Желаю вам с помощью Божией пройти пост и принести пользу душе", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Обители были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Новодевичий монастырь был основан у Московской заставы в 1848 году, когда здесь ему были пожалованы обширные угодья. Через год в присутствии императора Николая I был заложен Воскресенский собор. К 1917 году в обители было 400 насельниц, действовали восемь храмов. В советское время их закрыли, многие сестры были арестованы. Возрождение монастыря началось в 1996 году. При обители действуют богадельня, детский приют, медицинский центр по диагностике женской онкологии "Белая роза", швейные мастерские.

ИА "Вода живая",
08.03.22

Видео: Великое повечерие. Новодевичий монастырь

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости