"Нужда в помиловании"

Митрополит Варсонофий посетил ИК-6
В четверг Светлой седмица, 28 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий посетил ИК-6 "Обухово". Правящего архиерея сопровождали председатель епархиального отдела по тюремному служению протоиерей Олег Скоморох, благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев, настоятель храма святителя Тихона Задонского при исправительном учреждении иерей Артемий Наумов, священники благочиния тюремных храмов, администрация колонии.

Владыка посетил тюремный храм, где поздравил заключенных с Пасхой и обратился к ним с проповедью.


"Воскресший Христос позвал меня сегодня сюда, - сказал владыка. - У нас ведь все делается по благословению Божию, по воле Божией. Господь на Страшном Суде спросит: "Когда Я был в темнице, вы пришли ко Мне?" Господь в темнице сегодня, Он находится здесь и пригласил меня посетить это место, чтобы порадовать вас пасхальным приветствием, пожелать вам мира, радости и помощи на непростом пути. Святая Церковь с самого начала своего бытия внимательно относилась к заключенным. Практически все первые христиане прошли через заключение. Апостолы все были заключены и почти все погибли мученически. Упоминание о тюрьмах есть и в Ветхом Завете: Иосиф, проданный братьями, в Египте попал в темницу, где оказывались многие пророки. Сам Господь оказался в темнице - вот какое было правосудие тогда! Тогда сажали невинных, обличителей пороков. Христиане первых веков всегда посещали темницы, ухаживали за будущими мучениками, которые из тюрьмы уходили на казнь. С тех времен христиане во все века посещали тюрьмы. Даже цари на Пасху, Рождество Христово навещали заключенных или посылали чиновников с пасхальными подарками, чтобы все радовались воскресшему Господу. Это первое основание - мы обязаны посещать эти места. Второе - нам дана заповедь любить ближних. А наши ближние -все люди, и вы тоже. Мы одинаковые, все - великие грешники. Но кому-то в жизни повезло, а кому-то нет. Все мы идем по скользкому пути. Представьте, как будто под ногами лед, и надо по нему пройти. Кто покрепче - пройдет, устоит. Кто послабее - грохнется... лет на десять. А ведь все одинаково шли! Но кто-то с соблазном столкнулся, а кто-то его обошел. Многое зависит от воспитания. Одни дети воспитываются в строгости, их учат заповедям Божиим, а другим не повезло с родителями: те сами неверующие - и детей ничему не научили. Человек живет, храма не видел, заповедей Божиих не знал - как его винить? В любом случае все мы грешники, нуждаемся в помиловании, и не случайно Господь нас по этой стези проводит, помогает нам".

"Трудно удержаться на скользком пути, но если упали, не остаемся же лежать на улице! - продолжил архипастырь. - Мы встаем, отряхиваемся и идем дальше. Так и вам: придется какое-то время здесь провести, встать, преобразиться, обновиться и выйти для новой жизни. Нужно быть патриотами, любить нашу страну и жить добродетельно, благочестиво. Не надо сюда возвращаться, умные люди на грабли два раза не наступают! Вы пройдете через этот опыт, и помните, что многие великие люди прошли через это. После революции практически все духовенство было заключено в тюрьмы. А сколько мирян сидело по знаменитой 58-й статье - за "антисоветскую пропаганду"! За веру многие страдали, сидели, повезло только тем, кто родился уже после войны, как я. Нас постоянно прессовали атеистические власти, школа... Но ничего, мы устояли! А сегодня другая жизнь, можно в храмы ходить. У вас здесь есть храм, надо причащаться, когда разрешает начальство. Главное - молиться, просить у Господа помилования: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!" Самая простая молитва - Иисусова, кто нам мешает ее творить? Сидите и молитесь. Боритесь со страстями, с которыми вы сюда пришли. Надо заканчивать с духовными недугами: гордостью, высокомерием, превозношением. Причина наших падений - гордость: пока мы не гордимся, не падаем, стоит возгордиться - полетели. Многие совершают от гордости такие падения, что от них не спастись никак, кроме как через тюрьмы. Хотя иногда Господь Своим Промыслом человека прячет в тюрьму, чтобы спасти его. Наверное, все слышали о праведном адмирале Феодоре Ушакове. У него есть еще и дядя - святой Феодор Санаксарский. Он жил в Санкт-Петербурге, служил в гвардии, потом душа его потянулась к монашеству, он вышел в отставку и поступил в Санаксарский монастырь - это между Мордовией и Нижегородской областью. С ним ушли еще восемнадцать молодых гвардейцев - лет по двадцати пяти, под метр восемьдесят... ну, как сейчас в Кремле ребята служат. Они много трудились, помогали обустраивать обитель. А потом Пугачев пришел в Саранск и стал вешать всех, кто не встречал его колокольным звоном, как царя. Некоторые батюшки встречали бунтовщика звоном, их он миловал. Но когда его разбили, тех батюшек, кто оказывал почести проходимцу, отправили на каторгу. На следующий день он пришел в Темников, смотрит - белоснежный Санаксарский монастырь на берегу реки Мокши. Решил его разграбить, но только утром, потому что время было позднее. Остановились в доме у какой-то помещицы и спрашивают ее про монастырь. Она говорит: "Такой был там игумен хороший - так его в тюрьму посадили!" Оказалось, он с одним темниковским помещиком поссорился из-за сенокосных лугов, был суд, и игумену - а это был отец Феодор - присудили десять лет Соловков. Пугачев решил: раз игумен пострадал от властей, грабить монастырь не будет".

"Прошло время, Пугачева разбили. А у отца Феодора был келейник Феофан. Он чудом приехал в столицу и попал к митрополиту Санкт-Петербургскому. Как-то гуляют они по Митрополичьему саду, и владыка спрашивает Феофана, отчего он такой смиренный, набожный и образованный. Тот рассказал, что его духовником был выдающийся человек, который сидит сейчас на Соловках. "Вы его и посадили, владыка". - "Как так? Я его вообще не знаю!" - "Да, но без вашей подписи его бы не посадили!" - "Грех-то какой! Завтра же еду к государыне!" С утра архиерей едет во дворец, рассказывает все императрице, и она приказывает дело отправить на пересмотр. Освободили батюшку, вернули в Санаксарский монастырь. Видите, как Господь его спас от смерти? Если бы он остался в монастыре, туда бы пришел Пугачев. А поскольку отец Феодор не признал бы в бунтовщике царя, его бы повесили. Так что иногда тюрьма спасает. Был еще такой случай: император Петр Первый решил поехать из новой столицы в Москву. Приказывает тогдашнему московскому губернатору князю Ромодановскому посетить заключенных в тюрьмах и выслушать их просьбы. Тот объехал тюрьмы, все заключенные были недовольны, жаловались на плохие условия. Только один не жаловался, говорил, что все замечательно. "Может, просьба какая есть?" - "Есть. Отпусти на два дня домой на праздник святителя Николая! Он будет мне гарантией, я ему даю обещание вернуться". Князь приказал отпустить, но чтобы такого-то числа он вернулся. Начальник тюрьмы в ужасе, говорит: он же убийца, в драке лишил жизни какого-то солдата. Но князь решил не нарушать слово. Отпускают заключенного, приезжает он домой к жене и детям, все радуются. Жена его подговаривает: "Зачем возвращаться? Тебе еще восемь лет сидеть! Убежим на Дон, к казакам, нас никто не найдет!" Он мучился-мучился, молился святителя Николаю - и вернулся, да еще на час раньше срока. Князю докладывают, он едет в тюрьму, спрашивает: "Как же тебе удалось побороть искушение и вернуться?" Тот отвечает: "Я подумал - если не вернусь, святитель Николай будет меня обличать. Зачем мне такая свобода? Лучше останусь в тюрьме, но с чистой совестью!" Узнав об этом, император призвал к себе заключенного, расспросил... и велел отпустить по амнистии. Вот какие чудеса случаются! Поэтому молитесь святителю Николаю, и если хорошо будете себя вести, досрочно окажетесь на свободе. С праздником! Христос воскресе!" - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Архипастырь прошел по камерам, ознакомился с бытовыми условиями заключенных, раздал подарки. Затем вместе с сопровождающими лицами прошел в училище при колонии, где желающие могут приобрести профессии каменщиков, электриков, портных, есть даже мастерская росписи по дереву. Каменщиков владыка призвал возводить храмы, художников - писать иконы. Заключенные подарили ему Донскую икону Божией Матери, а также картину "Иисус, шествующий по водам", картину на тему блокады и изготовленную вручную пасхальную открытку.

Гость оставил памятную надпись в книге для посетителей.

"Это место заключения недавно стало колонией строгого режима для впервые осужденных, - рассказал протоиерей Олег Скоморох. - К сожалению, участились преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В Санкт-Петербурге действуют уже две такие колонии. В этой много лет действует храм святителя Тихона Задонского, основанный клириком Смоленского храма протоиереем Игорем Есиповым. В конце восьмидесятых здесь началась жизнь общины. Ежедневно храм открыт, верующие осужденные могут прийти сюда для молитвы. Богослужения совершают четверо священнослужителей. При колонии действует Обуховское училище, в нем заключенные получают востребованные профессии: оператора ЭВМ, сварщика, электрика, каменщика и многие другие. Училище относится к городскому комитету по образованию. Сеть таких училищ действует в пяти исправительных учреждениях, это филиалы Обуховского училища. В совокупности они обучают семнадцати специальностям. В художественной мастерской преподает преподаватель факультета церковных искусств СПбДА, здесь же в рамках курса "Пастырское тюремное служение" проходят практику студенты академии. Сюда приходит катехизатор, получивший образование на курсах при Казанском кафедральном соборе. Привлечены лучшие силы, чтобы заключенные могли получать профессию и духовно расти, воцерковляться".

ИА "Вода живая",
28.04.22


Храм-часовня свт. Тихона, епископа Задонского, при ИТК-6, пос. Обухово

Санкт-Петербург, пос. Обухово, Грузовой проезд, д. 6.

Упоминания в новостях

Все новости