В третий день пребывания на Святой земле, 9 ноября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием посетили Иудейскую пустыню и святыни Палестины.
Первым местом посещения стал греческий монастырь святого Георгия Хозевита. Петербуржцы пешком дошли до обители, где их встретили игумен архимандрит Константин с братией. Было пропето величание преподобному Георгию, гости приложились к его мощам, к чудотворной Хозевитской иконе Божией Матери и образу праведной Анны с частицей мощей святой. Затем они побывали в пещере пророка Илии, где он прятался от нечестивой царицы Иезавели.
Начало монашества в этих местах относится к IV веку. Здесь, возле пещеры, где, по преданию, святой пророк Илия скрывался от гнева нечестивого царя Ахава и царицы Иезавели, поселились пять сирийских монахов. Они образовали лавру - монастырь с особым уставом. История обители связана с известными подвижниками - Иоанном и Георгием Хозевитами. При последнем монастырь достиг расцвета и впоследствии был назван в его честь. В VII столетии обитель разрушили персы, было убито 14 насельников. Восстановление началось только в конце XIX века, вклад в него внесли русские императоры.
Здесь покоятся мощи еще одного подвижника, румынского монаха Иоанна (Якоба). Он жил в монастыре в середине XX века, подвизаясь в пещере, где, по преданию, молился о даровании дитя святой Иоаким, отец Богородицы. В 1992 году он был прославлен Русской Православной Церковью как преподобный Иоанн Румын, а в 2016-м причислен к лику святых Иерусалимским Патриархатом. Его мощи покоятся рядом с мощами святых Иоанна и Георгия. Поэтому монастырь - одно из мест паломничества православных румын.
Хозевитская икона Божией Матери известна чудом, благодаря которому в монастырь Георгия Хозевита стали допускать женщин, что изначально было запрещено. Благочестивая христианка молила Богородицу об исцелении от болезни. Пречистая Дева велела ей идти в обитель и приложиться к Ее образу. Но монах-привратник не пустил женщину. Она осталась у ворот и начала плакать, в это время Богородица на иконе отвернулась от молящихся игумена и братии. Настоятель спросил у братии, кто согрешил, и привратник вспомнил о женщине у ворот монастыря. Ее позвали, позволили приложиться к образу Богоматери и она получила обещанное исцеление.
Покинув обитель, группа отправилась в Иерихон - город, известный из Книги Иисуса Навина. Он был полностью разрушен израильтянами во главе с их знаменитым предводителем, которому Господь указал способ взятия города. Его стены чудесным образом пали по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Все в нем было предано мечу и истреблению, Иисус Навин наложил запрет на его восстановление.
Впоследствии Иерихон несколько раз отстраивался и перестраивался. Во времена Иисуса Христа это был римский город, где находился дворец Ирода Великого. В Евангелиях Иерихон упоминается дважды: Спаситель исцелил двух слепцов, сидевших у городских ворот (Мф. 20:19-34), а также посетил дом начальника мытарей Закхея (Лк. 19:1-10). Закхей хотел увидеть Христа, но был небольшого роста, и, чтобы подняться над толпой, окружившей Господа, забрался на дерево. Иисус увидел его и сказал, что будет у него дома. Закхей принял Спасителя с радостью, раскаялся, пообещал раздать половину имущества бедным, а обиженным им воздать вчетверо. Предание сообщает, что Закхей стал учеником Христа, апостолом от 70-ти и первым епископом в Кесарии Палестинской.
В Иерихоне паломники поднялись на Сорокадневную гору в греческий монастырь Искушения, основанный преподобным Харитоном Исповедником. Здесь, согласно Евангелию (Мф. 4:1-10), Иисус Христос сорок дней молился после Крещения в Иордане, и диавол искушал его. Паломники приложились к камню, на котором молился Спаситель. Протодиакон Андрей Левин прочел соответствующее место из Евангелия от Матфея, был пропет кондак "Душе моя…" древнего распева из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Затем петербуржцы посетили пещеру Харитона Исповедника.
В завершении дня паломники помолились на подворье Русской духовной миссии в Иерихоне в часовне Иоанна Крестителя. Участок под подворье был приобретен начальником Русской духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным) в 1874 году для приема паломников, направлявшихся к Горе Искушения и месту Крещения на Иордане. Территория на картах обозначалось как "Лавра Кирияка Отшельника". По преданию, здесь располагался дом апостола Закхея. Об этом свидетельствует памятная надпись, оставленная архимандритом Антонином на фасаде паломнического дома: "Днесь в дому твоем подобает Мне быти" (Лк. 19:5).
Фото Николая Клейменова и Натальи Родомановой
ИА "Вода живая",
09.11.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей