"Время покаяния"

Митрополит Варсонофий совершил богослужения вторника 1-й седмицы Великого поста  
Во вторник 1-й седмицы Великого поста, 28 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней.

Богослужение совершал председатель приходского совета собора протоиерей Александр Пашков

Уставные тексты читали клирики собора, чтецы и алтарники.  

Богослужение транслировал ТК "Союз". 

В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского в Новодевичьем монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили старший священник иерей Дионисий Харин, духовенство обители, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

За богослужением молилась настоятельница игумения София (Силина) с сестрами.

 
"Великий пост - время богоугодное, благоприятное, время покаяния, - сказал владыка в проповеди. - Для нас, грешников, нет лучше времени, чем Великий пост. Покаяние, исповедь - может быть, единственное из того, что есть на земле, что может нас спасти. Если их убрать, никто из людей не спасется. Грех так захватил нас, что невозможно попасть в Царствие Небесное, поэтому Господь и начал проповедь со слов: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4:17). Без покаяния, исправления не попасть в Царствие Божие. В дни Великого поста наша Церковь становится купелью Иерусалимской, куда приходило множество болящих, слепых, хромых, глухих, прокаженных, чтобы окунуться в этот источник и получить благодать. Господь сегодня обильно изливает благодать на всех, кто приходит в храм. Кто исповедуется, кается, проникается любовью к Богу, тот получает благодати в ту меру, которую может вместить. И человек меняется - мы видим, как поколения людей меняются. Сейчас в храмы ходят совершенно другие люди, чем были до этого. Когда человек связывает жизнь с Богом, он не может не измениться. Мы помним, как поменялся мытарь Закхей после того, как Христос посетил его дом - для него это была такая честь, радость, что он стал святым (Лк. 19:5-10). Знаем из Евангелия и про других людей, которые изменили свою греховную жизнь и ходили за Спасителем. Он и нас зовет к покаянию, любви, борьбе с грехом. Покаяться - это полдела, Господь нам ставит более высокую задачу: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Мы должны стать святыми, как Господь свят, - вот к чему нужно стремиться. Не просто исповедоваться, каяться, а облечься в святость. Это труд всей жизни, но Бог помогает всякому, кто стремится к духовному совершенству".

"Постом мы часто слышим молитву преподобного Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего...", в которой просим, чтобы Господь удалил от нас духов, - продолжил архипастырь. - Один из них - дух празднословия, им почти все обладают. Господь дал нам дар слова, выделил нас из всего мира - мы можем говорить. Как этим даром пользоваться, с кого брать пример? Со Христа, Богочеловека. Как Он пользовался словом! Помните, иудеи говорили о Нем: "Никогда человек не говорил так, как Этот Человек" (Ин. 7:46), потому что Он говорил "как власть имеющий" (Мф. 7:29). Он Своим словом мертвых воскрешал - сказал Лазарю: "Гряди вон" (Ин. 11:43) - и Лазарь четверодневный вышел из гробницы. Скольких Он исцелил больных - и даже на расстоянии, как слугу сотника (Мф. 8:5-13). Какой же мы можем тут взять для себя пример? Господь пользовался словом только ко благу людей. Нам надо подумать, как мы используем слова, почему дух празднословия в нас так крепко сидит. Мы должны понимать, что сказанное нами слово не умрет - оно пойдет туда, на Страшный Суд, ибо сказано: "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12:37). Вот как важно, что именно мы говорим, а мы не придаем этому значения, и часто из нашей души слово переливается в другую душу. А если оно плохое? "Злые языки страшнее пистолета" - словом можно даже убить человека или такую ему рану нанести, что он будет помнить всю жизнь. Мы часто словом неправильно пользуемся. С духом празднословия надо бороться, не вести пустые разговоры. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20), - говорит Христос. Если будем помнить, что Он посреди нас, не станем говорить лишнее, ругаться. Как возле Христа можно ругаться? Невозможно!"

"Святые люди замечают, что чем человек больше говорит, тем меньше молится. Так и есть: когда человек молчит, он может в это время читать молитву Иисусову, а когда говорит, это не получится. Если мы молчим, можно воспользоваться моментом и ум свой направить к Богу. В монастырях в прежние времена была такая практика: когда заканчивалось вечернее богослужение и братия расходились по кельям, игумен смотрел, чтобы они не разговаривали друг с другом, не собирались в группы, потому что погашалась благодать, которую человек приобретал за богослужением. Преподобный Сергий Радонежский по вечерам ходил по монастырю, и если видел через окно, что братия собрались вместе и разговаривают, стучал в окно, чтобы они расходились. Вдвоем еще можно поговорить: молодому иноку со старцем, сестре с игуменией - это допустимо. Но если соберется больше людей - тут и начнется празднословие. Японцы говорят, что если собралось больше двух человек - это потерянное время. Часто бывает, что мы говорим, говорим, а потом в душе грустно и пусто. Потратим силы в пустой болтовне, и что-то полезное сказать у нас уже сил не хватает. Что может сказать сердце, если оно пусто? Если уж говорим что-нибудь, то пусть наше слово будет вдохновляющим, бодрящим, внушает оптимизм, чтобы человек захотел жить. Если говорить только о плохом, делиться страхами, то будем только унывать. А человек унывает потому, что не надеется на Бога. Важно помнить, что все управляется Промыслом Божиим, без Бога ничего не происходит. Мы должны друг друга поддерживать, вдохновлять на труды и подвиги, на молитвы. Я хочу вас вдохновить на Великий пост, чтобы вы не грустили, не унывали, а копили в сердце мир и радость, и с ними встретили Светлое Христово Воскресение", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Обители были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Новодевичий монастырь был основан у Московской заставы в 1848 году, когда здесь ему были пожалованы обширные угодья. Через год в присутствии императора Николая I был заложен Воскресенский собор. К 1917 году в обители было 400 насельниц, действовали восемь храмов. В советское время их закрыли, многие сестры были арестованы. Возрождение монастыря началось в 1996 году. При обители действуют богадельня, детский приют, медицинский центр по диагностике женской онкологии "Белая роза", швейные мастерские.

ИА "Вода живая",
28.02.23

Видео: Чтение канона Андрея Критского. Новодевичий монастырь

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости