"Молитва - пища души"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе
В канун Недели 1-й Великого поста, Торжества православия, 4 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Геннадий Бартов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"По милости Божией мы поговели, кто-то причастился, кто-то завтра причастится - это великая милость к роду человеческому, - сказал владыка в проповеди. - В прошлое воскресенье мы вспоминали изгнание наших прародителей Адама и Евы из рая. Господь не просто их выдворил, Он дал им дары: веру в Искупителя, который придет спасти людей, и надежду на общение с Ним - молитву. Вера - великий дар Божий. Об этом мы будем говорить завтра, в праздник Торжества православия, а сегодня я хочу сказать о молитве как великом даре Божием. Кто умеет им пользоваться, тот живет в общении с Господом. Уже ветхозаветные праведники составляли молитвы Богу. В Ветхом Завете много прекрасных молитв. Например, Псалтирь царя Давида с самым известным псалмом, пятидесятым: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей..." - очевидно, что эти слова внушены Духом Святым. Господь ценит, если в трудную минуту, когда нас преследуют, гонят, мы обращаемся не к людям, а к Нему. Он часто и через людей помогает, но обращаться надо к Нему. На Страстной неделе мы будем вспоминать Иосифа, младшего из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Отец любил его больше всех. Семнадцать лет он пас овец, и однажды рассказал братьям о таком сне: "Мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу" (Быт. 37:7). Братья расстроились: они не хотели поклоняться ему и ненавидели его за то, что отец любил его больше всех. Потом Иосиф рассказал о другом сне: "Солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне" (Быт. 37:9). Как-то братья пасли стада далеко от дома, отец стал волноваться и велел Иосифу найти их. Братья, увидев, что он приближается, хотели убить его. Но один из них, Рувим, предложил его связать и бросить в ров. Так и сделали - оставили его умирать: на палящем солнце без воды он бы долго не протянул. И тут другой брат, Иуда, увидел, что по пустыне идет купеческий караван, и сказал: "Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его" (Быт. 37:26-27). Они достали Иосифа изо рва и продали за двадцать сребреников. А в Египте купцы продали Иосифа начальнику охраны фараона. Когда Иосиф лежал во рву, к кому он обращался? Людей вокруг не было, и он обращался к Богу: "Господи, спаси меня!" Помощь пришла через купцов, а потом, в Египте, Иосиф возвысился".

"Уже в Ветхом Завете люди понимали, что без воли Божией ничего не делается, - продолжил архипастырь. - Царь Давид говорил: "Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю" (Пс. 120, 1:2). Мы тем более должны знать, что помощь - только от Бога, и нужно Ему постоянно молиться. Есть прекрасные молитвословы, составленные святыми отцами, с молитвами и просительными, и благодарственными. Дома мы должны молиться, келейное, личное обращение к Богу очень важно. Но у нас есть также святая обязанность посещать храмы Божии. Быть в субботу и воскресенье в храме - это установление Бога. У нас есть прекрасные храмы, такие, как этот собор, - грех дома сидеть! В советское время, понятно, многие храмы были закрыты, некуда было пойти. В деревнях люди просто по домам собирались и, как могли, молились. Но сейчас храмы открыты, и если они пусты, это свидетельство пустоты наших душ. Преподобного Иоанна Лествичника как-то ученик спросил, как понять, спасается человек или нет. Старец ответил, что если человек ходит в храм, у него живая душа, а если избегает богослужения, он уже мертв. Вот какой простой и понятный критерий! Когда приходим на Всенощное бдение, служим Богу, а когда на Божественную литургию приходим - уже Господь нам служит, отдает нам Свои Тело и Кровь, мы причащаемся. Каждое участие в богослужении - это кирпичик в храм души, так что от нас зависит, каким будет этот храм. Если часто будем ходить, можно огромный храм построить! Праведная Анна Пророчица восемьдесят с лишним лет молилась каждый день в храме - представляете, какой в душе у нее был храм?"

"Сегодняшнее богослужение мы называем Всенощным бдением. Название - условное, это просто вечернее богослужение. Настоящее бдение - когда молятся всю ночь. Первые христиане по окончании дня приходили в храмы и молились до утра, а с рассветом говорили: "Слава Тебе, показавшему нам свет". Затем расходились по домам. Такая молитва приносила благодать. Подобные бдения сейчас совершаются только в некоторых монастырях - например, на Афоне. Но и вечер - благодатное время для молитвы. Днем люди работают, суетятся, а вечером приходят домой, укладывают детей спать и, если есть силы, молятся. Если вечером сил нет, можно молиться утром, встав пораньше. Молитва требует покоя, поскольку она - пища для души. Когда мы хотим напитать тело, садимся за стол. Так и молитва - нужно успокоиться, чтобы все "торгующие" из храма нашего сердца ушли, душа стала чистой и в нее могла прийти благодать Святого Духа. Господь наполнит душу радостью и утешением. Надо молиться постоянно, со страхом Божиим. Смиренные молитвы, молитвы за ближних, за усопших сродников угодны Богу. Если много молимся, это свидетельство того, что мы живы и на пути к Богу. Господь нас ждет с отверстыми Царскими вратами, и кто не молится, туда не придет. Только верующие в истинного Бога, живущие по Его заповедям и молящиеся наследуют Царствие Небесное", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова.

Верующим раздали иконки Спаса Вседержителя.

Походный храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящен в 1733 году. Деревянный храм на этом месте появился в 1756-м. После наводнения 1824 года Василию Стасову было предложено разработать проект каменного храма. На закладке присутствовали императрица Мария Феодоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство велось на средства императора Николая I и казенные деньги. В 1835 году храм освятили. 15/28 февраля 1867 года в соборе венчались Федор Достоевский и Анна Сниткина. В 1928-1938 годах он был кафедральным. Затем закрыт и сильно пострадал в Великую Отечественную войну. После нее здание использовалось как склад. Собор вернули Церкви в 1990 году. Восстановление федерального памятника архитектуры шло с 1991-го. Реставрация затянулась из-за пожара, возникшего в августе 2006 года на большом куполе, и завершилась к 2017 году.

ИА "Вода живая",
04.03.23

Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка

198005, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Измайловский пр., д. 7-а.

Упоминания в новостях

Все новости