Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Александра Невского в Шувалово

В канун дня памяти святого Александра Невского, 5 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме поселка Шувалово, посвященном благоверному великому князю. 

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель протоиерей Иоанн Лущик с клиром, иерей Дионисий Бурмистров

В проповеди митрополит Варсонофий напомнил, что с самого начала истории Русской Церкви наравне с апостолами, мучениками, святителями и преподобными прославлялись и благоверные князья. Первыми были причислены к лику святых благоверные князья Борис и Глеб, страстотерпцы, позже - великий князь Александр Невский. 

"За что же святая Церковь так возвысила мирян, которые были во власти и в то же время сохранили душу в верности Богу? Во-первых, за то, что они охраняли Церковь от влияния инославия. Они защищали Отечество от иноплеменников, старались, основывая города, строить в них и храмы, занимались делами милосердия. Наши князья старались вместе с Церковью строить Святую Русь, чтобы народ в идеале своем имел святость, стремился к ней. Не так-то это было просто, но люди - начиная от князя и кончая простым крестьянином - старались быть набожными, посещать каждый воскресный день и в праздники храм, соблюдать посты. Так строилась Святая Русь", - отметил владыка.

"Мы являемся наследниками святых князей, в том числе Александра Невского - покровителя нашего города. Но можем мы назвать себя Святой Русью? Сохраняются ли эти идеалы в нашем народе? Может быть, только отчасти у небольшой группы людей, которые посещают храм. Основная масса людей такой идеал не имеет. Святая Русь - это когда люди боятся совершать зло. А у нас практически половина семей в разводе, то есть постоянные измены. Очень много женщин делают аборты, значит, много совершается убийств. Многие просто живут так, как придется, невзирая ни на Евангелие, ни на заповеди Божии, ни на церковные установления. Конечно, видя такое, мы не можем даже с натяжкой сказать, что сегодня называемся Святой Русью. Сегодня мы, к сожалению, живем по-другому", - сказал митрополит. 

По его словам, святые Божии угодники, находясь в миру на высоких мирских должностях, все время думали о своей внутренней духовной жизни. И стремились видеть в идеале монашество, даже святой Александр Невский перед смертью принял постриг. "Все стремились делать пожертвования в монастыри, и обязательно каждый человек стремился построить храм", - добавил архипастырь. 

"Сегодня мы этого не наблюдаем. Есть небольшие попытки возродить духовную жизнь, некоторые стали поститься, некоторые строят храмы, но в общей массе мы далеко отстоим от идеалов Святой Руси. Конечно, нам бы хотелось, чтобы наш народ возродился на основе православия, веры, и снова пошел в храм. Сейчас нам удается делать первые шаги, но тот сад, который насадили наши предки, между революцией и войной был почти вырублен. После войны что-то возродилось, и вот последние двадцать лет мы возрождаем по-новому наш духовный сад. Дай Бог, чтобы он приносил плоды Богу, и Господь благословлял наш народ, видя, что мы стараемся насадить этот виноградник", - заключил правящий архиерей. 

Деревянный храм был освящен в 1886 году архимандритом Николаем (позднее - епископом Саранским). В советское время он не действовал. Его вернули верующим в 1966 году. После двухмесячного ремонта он был повторно освящен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). Среди чтимых святынь храма - икона святого Александра Невского с частицей мощей.  

"Вода живая",
05.12.14