"Счастье без Бога найти невозможно..."

Митрополит Варсонофий совершил богослужения вторника 1-й седмицы Великого поста
Во вторник 1-й седмицы Великого поста, 24 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий утром молился за уставным богослужением (утреней, часами, изобразительными и вечерней) в Казанском кафедральном соборе.
   
За богослужением также молились настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков, игумен Фома (Василенко), протоиерей Александр Пелин.

Вечером правящий архиерей возглавил служение великого повечерия с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Троице-Сергиевой пустыни.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель игумен Николай (Парамонов) с братией, протоиерей Сергий Судаков, игумен Фома (Василенко).

За богослужением была совершена хиротесия Александра Стебенева во чтеца и иподиакона ко храму праведного Феодора Ушакова.

Митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.

"Сегодня за вечерним богослужением мы молились, читали и слушали канон преподобного Андрея Критского. Он написал этот канон уже в глубокой старости, имея богатейший духовный, житейский опыт, с тем, чтобы помочь людям понять, какой вред душе наносит грех. И на основании Священного писания и Предания изложил канон, который мы читаем до сих пор в эти дни во всех монастырях, приходах - с тем, чтобы еще раз заглянуть в свою душу, в свое сердце, и принести Богу покаяние", - сказал владыка.

"Многие почему-то считают, что без Бога человек будет жить счастливо. И устремляются жить вдали от Бога, но потом, когда вкусят греха и приходят в храмы, иногда в средние годы, иногда в старости, то просят: "Приими мя, Господи, кающегося!" В действительности же счастье без Бога найти невозможно. Как бы сам себя человек не обманывал, но счастье возможно только с Богом. Мы можем сказать на примере сегодняшнего канона, который написан по страницам Библии, что он написан не чернилами, а слезами - слезами преподобного Андрея и слезами всего человеческого мира. Мы видим, как наши прародители захотели испытать блаженство без Бога, а в результате почувствовали только стыд, и стыд прикрыли листьями от смоковницы. Стыд, конечно, чувство неприятное, но оно неслучайно есть в человеке, оно ограждает нас от последующих подобных грехов. Когда мы испытывали стыд, но совершили другой грех, тут еще больше нужно стыдиться, поэтому стыд необходим, он помогает нам остановиться на нашем пути, но не прикрываться пустыми листьями, не оправдываться обстоятельствами, не сваливать на других людей, которые нас соблазнили выпить или сделать что-то другое, мы сами виноваты, что совершили тот или иной грех. Поэтому надо стараться, осознав тот или иной грех, исправиться", - продолжил архипастырь.

Он отметил, что преподобный Андрей далее приводит нам пример первых детей - детей Адама - Каина и Авеля: "Оба они приносили жертву Богу. И Господь Авелеву жертву принял, а Каина нет. Не всякая жертва Богом принимается. Внешняя, формальная жертва Богом не принимается, а внутренняя, искренняя - принимается. Господь смотрит на сердце, с каким сердцем мы приносим жертву. Вот как мы соблюдаем пост? С радостью и желанием? Или из-под палки? Нас заставили родители, друзья, и мы начинаем поститься? А как в храм ходим? Радостно, ждем не дождемся утра, бежим? Господь смотрит на сердце, с каким сердцем и что мы делаем, по какой причине".

Владыка напомнил, что Господь принял жертву Авеля, а Каина - нет, и Каин убил Авеля, но душу его не убил, душа Авеля пошла к Богу. "А мы часто излишними заботами о земном благополучии убиваем свою душу. Тело лелеем, хотя знаем, что оно прекратит свое существование, а душу в это время убиваем, держим на голодном пайке. Тело питаем, а душа в это время - голодная, раненная, больная - умирает. И получается, что мы совершаем как бы Каиново убийство, убиваем свою душу", - продолжил рассуждения владыка.

"Потом преподобный Андрей нам говорит о допотопных праведниках, которые ходили перед Богом, несмотря на то, что мир в это время развращался. И они не сообразовывали свою жизнь с ними, не подстраивались под них, а ходили перед Богом", - напомнил митрополит.

Размышляя далее о поучительном значении канона, владыка остановился на примере Ноева ковчега: "Когда допотопное человечество развратилось, Бог навел на землю потоп. И в это время Ной строил ковчег. И мы тоже живем в таком развратном мире. А где же ковчег? А ковчег - это Церковь наша, и дверь в Церковь называется покаянием. И вот мы из этого развратного, бушующего мира должны войти в Церковь через двери покаяния. Мы все крещенные, а после крещения все равно совершаем грех. И кто успевает дойти до дверей покаяния, тот не погиб, тот исправится и спасется в этом ковчеге. Церковь есть ковчег".

Следующий пример, как отметил владыка, был приведен преподобным Андреем из послепотопного человечества: "Авраам был призван Богом оставить свою малую родину. Почему? Потому что даже колено Симово постепенно начало уклоняться в идолопоклонство. И весть о спасении людей могла снова затеряться в этом мире. Вот Господь и призывает Авраама выйти из Ханаана и пойти в ту землю, которую Он ему покажет. И тот пошел на этот зов. Так Господь нам показывает путь: где душа грешила, лучше оттуда выйти. Конечно, все там нам привычно, но желательно уйти ото всех "товарищей" или обстоятельств жизни подальше от греха. И не всегда место нас спасает, везде могут найтись "дружки", везде можно погибнуть. Но всегда надо устремляться в место, которое называется местом исполнения заповедей Божиих. Вот если мы там укрепимся, то отстанем от греха, нам будет уже не до греха, потому что там мы будем думать об исполнении заповедей Божиих и спасаться".

Еще одним примером для нас стала жизнь преподобного Лота. "Это как бы надежда для нас. Оказывается, можно жить и в содомских городах, и в гоморрских, и спасаться. Ведь Лот с семьей жил в городе, где откровенно было это безобразие, и не прикасался к этому разврату. Так и мы, если в нашем "Содоме" будем вести жизнь праведную, то Господь найдет способ, как нас спасти. Только важно. чтобы мы сами желали вести жизнь праведную. А что творится вокруг нас, всякие "парады" и прочее - пусть нас с вами не касается. Нас это не интересует, нас интересует - как жить по-Божьему, чтобы не согрешать ни словом, ни делом, ни помышлением. Вот на это и настраивает нас Великий канон Андрея Критского", - заключил митрополит Варсонофий.

ИА "Вода живая",
24.02.15