Прижизненный портрет святой Ксении Петербургской обнаружен в Эрмитаже

Источник: izvestia.ru
В фондах Государственного Эрмитажа обнаружили живописный портрет Ксении Блаженной. Исследователи предполагают, что это - единственное прижизненное изображение небесной покровительницы Санкт-Петербурга.
Прижизненный портрет святой Ксении Петербургской обнаружен в Эрмитаже

Сейчас работа отреставрирована и выставлена в публичной зоне реставрационного центра Эрмитажа "Старая Деревня".

"Когда у музея такое колоссальное собрание, естественно, что какие-то предметы не сразу входят в научный оборот. В процессе систематизации фондов мы остановились на портрете, на который раньше никто не обращал особого внимания", - рассказал хранитель отдела истории русской культуры Дмитрий Гусев.

Небольшое полотно поступило в Эрмитаж из расформированного перед войной историко-бытового отдела Русского музея. Там картина оказалась в 1930 году - ее привез со Смоленского кладбища сотрудник музея Федор Морозов: в круг его обязанностей входило изучение кладбищ с целью выявления произведений искусства. Морозов и задокументировал картину как портрет Ксении Блаженной.

В результате лабораторных исследований - в частности, химического анализа грунта - в Эрмитаже выяснили, что картина была написана в конце XVIII или в самом начале XIX века.

"Осторожно расчищая слои картины, я, тем не менее, оставил следы разных времен, они сами по себе интересны, - объяснил художник-реставратор Николай Малиновский. - Оставлена и неровность холста. Смотря на эту вещь, вы понимаете, что она - с историей. Видно, что портрет почитался, за ним ухаживали. В красочном слое была обильная копоть и ожоги, то есть перед картиной стояла свеча или масляный светильник. Перед тем как полотно попало в музей, его неоднократно очищали от накопившейся грязи, освежали новыми красками и даже вносили кое-какие изменения".

Оказалось, в более позднее время кто-то удлинил вырез белой рубахи, "прирастил" Ксении плечи и прическу, сделав ее более женственной: на самом раннем слое виден контур более короткой стрижки. Также при расчистке изображения проступила седина. Показательно, что лицо святой прорисовано конкретно, а фон, приоткрытая грудь с крестом и рубаха - более условно.

"Портрет написан как-то спонтанно - быстро и уверенно, за один прием, - считает Николай Малиновский. - Вероятно, художник набросал черты Ксении, пока она сидела. В любом случае, портрет предельно индивидуален, это не фантазия и не обобщение. Глаза художника явно видели того, кого он изобразил".

Несмотря на то, что портретист, как предполагают исследователи, был любителем, ему удалось передать и мудрую отрешенность во взгляде, и духовную сосредоточенность, и даже как будто внутренний свет, исходящий от немолодой женщины, смотрящей куда-то перед собой. 

Ксения Блаженная была канонизирована не так давно, в 1988 году (Русской Православной Церковью Заграницей - десятилетием раньше), и только с этого времени ее иконографией озаботились всерьез. Если же считать, что автор обретенного портрета видел юродивую, то выходит, что это не просто памятник ее эпохи. Это в каком-то смысле первообраз иконы Ксении Блаженной, связующее звено между сакральной фигурой и реальным человеком XVIII века.

Фото Натальи Чайки