Встречи с монахиней Иулианией (Денисовой) прошли в Феодоровском соборе

В нижнем храме собора Феодоровской иконы Божией Матери 12 ноября прошла творческая встреча с регентом и церковным композитором, руководителем праздничного и сестринского хоров Свято-Елисаветинского монастыря Минска монахиней Иулианией (Денисовой).

Встреча прошла в формате ответов на вопросы. Среди присутствавших было немало тех, кто поет на клиросе, поэтому вопросы часто касались специфических проблем церковного пения - например, почему на спевках хор поет лучше, чем во время службы. Матушка ответила, что причин тому множество: от банального волнения до того, увы, печального факта, что на спевке всегда кто-то отсутствует, а ошибки одного человека сказываются на звучании всего хора.

Спросили ее и о том, как реагировать, если во время службы кто-то фальшивит. Она ответила, что если человек фальшивит, с ним надо специально заниматься; когда делаешь замечания, необходимо учитывать, какой человек перед тобой: "По моим наблюдениям, профессиональные музыканты гораздо спокойнее реагируют, чем любители, поэтому певчим праздничного хора могу сделать замечание в жесткой форме, а с сестрами надо быть осторожнее: лучше пожертвовать чистым аккордом, но сохранить хорошие отношения".

На вопрос, как собрать хор, матушка Иулиания ответила, что лучше начать с двух-трех своих друзей, не нужно собирать двадцать человек, а потом отсеивать, ведь это живые люди. "Если вы регент, начинайте дружить с хором: праздновать дни рождения, хвалить, если пели хорошо".

Монахиню Иулианию спросили, как она относится к традиции общенародного пения в храме, широко распространившейся в ХХ веке, а также к тому, что часто миряне подпевают хору. Она ответила, что относится к общенародному пению настороженно: "Оно фальшиво, как ни крути. Ведь это не какая-то новая традиция, так уже не раз было в Церкви; общеизвестно, что за профессиональный хор выступал в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Кто-то говорит: "Я не могу молиться, если не пою". Ну, значит, нужно найти храм, где это принято, такие храмы есть. Но вообще, если во время службы над твоим ухом кто-то громко подпевает, службу у тебя украли". Она подчеркнула, что в хоре не должно быть слышно отдельных голосов: "Хор не терпит индивидуальностей, хор - это единство во множестве". Поэтому профессиональные оперные певцы-солисты на клиросе - часто не находка, а проблема.

Много было вопросов и о том, под воздействием каких обстоятельств героиня встречи избрала монашеский путь. Матушка Иулиания рассказала, что большую часть жизни была неверующей, даже занималась астрологией. Уверовала в Бога во время тяжелой болезни младшего сына. Ребенок чудом исцелился. Вскоре после этого музыковед Ирина Денисова стала петь в хоре Петропавловского собора - оказалось, что бывшая одноклассница Елена там служит регентом. Десять лет Ирина служила в этом соборе сначала певчей, потом и регентом. И вдруг в какой-то момент осознала, что необходимо изменить свою жизнь, полностью посвятить ее Богу. Монахиня Иулиания подчеркнула, что не нужно уходить в монастырь из-за несчастной любви или "от одиночества" - если человек сомневается, нужно ли ему в монастырь, он может целомудренно жить в миру - и привела слова апостола Павла: "Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я" (1Кор. 7:7), а апостол Павел не был ни женатым, ни монахом, а просто целомудренным человеком. Если человек думает, какой монастырь избрать, нужно поездить, посмотреть. Главное - "почувствовать призыв".

На вопрос, не мешает ли творчество, концертная деятельность монашескому уединению, не способствует ли известность тщеславию, гостья ответила, что занимается концертной деятельностью по благословению духовника, а тщеславие не зависит от того, чем ты конкретно занимаешься: можно гордиться, даже если моешь полы.

Прозвучал и общий вопрос - насколько необходима музыка на богослужении. Монахиня Иулиания напомнила евангельский эпизод: сразу после Тайной вечери, где было установлено Таинство Причащения, Иисус и ученики "воспев, пошли на гору Елеонскую" (Мк. 14:26).

"Если Христос воспел, почему мы не должны петь? - задала она риторический вопрос. - Пение более доходчиво, чем просто слова. Музыкально оформленный звук проникает в душу; надо и на душу воздействовать, а не только на разум".

На следующий день, 13 ноября, в верхнем храме состоялась открытая спевка под руководством монахини Иулиании.

В спевке приняло участие около двухсот человек, среди них - регенты и певчие профессиональных и любительских хоров, учащиеся регентских отделений. Разучивали сочинения и гармонизации монахини Иулиании (Денисовой) - "Трисвятое", "Херувимскую", "Кондак акафиста апостолу Андрею". На спевку специально приехали певчие из Москвы.

Монахиня Иулиания (Ирина Денисова) родилась 6 сентября 1957 года, окончила Ленинградскую консерваторию. Вырастила троих детей, получила признание в мире музыки. В ноябре 2007 года стала послушницей, а затем приняла монашеский постриг с именем Иулиания в Минском Свято-Елисаветинском монастыре. О ней сняты фильмы "Регент" и "Инокиня". Дирижер, композитор, лауреат многочисленных фестивалей, автор более 150 песнопений и гармонизаций.

ИА "Вода живая",
13.11.17