На Первом фестивале малой прессы, который проходил 15 и 16 декабря в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, журнал "Вода живая" завоевал почти все награды в секции корпоративной прессы: первые места в номинациях "Лучший дизайн корпоративного издания", "Лучший очерк", "Лучший репортаж", "Лучшая фоторабота", а также третье место в номинации "Интервью". Кроме того, жюри признало "Воду живую" лучшим корпоративным журналом в Санкт-Петербурге. "Лениздат.ру" поинтересовался у Тимура Щукина, выпускающего редактора журнала, как он относится к полученным наградам и что это значит - работать в православном издании.
- Как произошел переход от традиций "Церковного вестника" к современному изданию "Вода живая"?
- Формально журнал "Вода живая" является продолжателем "Церковного вестника", который существовал с конца XIX века. В 1917 году с приходом к власти большевиков он закрылся и был возрожден только 2000 году. "Церковный вестник" был стандартным епархиальным изданием со стандартным названием. Там публиковалась официальная хроника, краеведческие материалы. Каких-то актуальных текстов было немного. Изменения начались в 2007 году, когда редактором "Церковного вестника" стал протоиерей Александр Сорокин (ныне ответственный редактор журнала - прим. Лениздат.Ру). Он произвел ребрендинг журнала, поставив цель превратить стандартное официальное церковное издание в полноценный журнал.
Официальные тексты остались, но большую часть заняли материалы, выполненные по стандартам светской журналистики и написанные хорошим литературным языком. Появились статьи, поднимающие социальные и православные проблемы с точки зрения христианина. Стали публиковаться интервью со священниками, деятелями искусства. Понятно, что основная тематика и основные герои остались церковными. В журнале продолжили публиковать исторические и богословские статьи, но все это адаптировано для рядового читателя. Огромную роль в становлении журнала сыграла Анна Ершова, которая была выпускающим редактором с 2009 по 2015 год.
- Почему было принято решение провести ребрендинг?
- Основной мотив был миссионерский - привлечь людей в Церковь. А для этого нужно разговаривать с людьми на нормальном человеческом языке, а не на языке церковного официоза.
- В чем особенность работы православного издания?
- Особенность только в специфике материала. Мы много пишем о жизни петербургской митрополии. Это большой объем - сотни приходов, священников. А также тысячи простых мирян, которые делают какие-то интересные дела, у которых есть свои проблемы и интересы. Наша основная аудитория - культурные православные петербуржцы.
- Есть ли особые требования к материалам?
- Главное, чтобы это было интересно. Когда я как редактор получаю текст, важно, чтобы что-то из него я узнал впервые. Естественно, материалы не должны противоречить нормам христианской морали и православной догматике. Но на самом деле у нас очень мало текстов, которые напрямую касаются каких-то догматических вопросов.
- Какие материалы не допускаются к печати?
- Материалы, тематика которых нам не соответствует. Скажем, проблема предоставления права на огнестрельное оружие. Нам такие тексты предлагали, но мы не стали их печатать. На самом деле это интересно, я бы сам об этом написал. Но чтобы правильно подать такую тему в православном издании, нужно хорошо постараться.
- Вы беретесь за резонансные темы?
- Да, беремся. Например, у нас были публикации о том, как радикальные исламисты вербуют людей. Мы писали об этом, брали интервью у экспертов. Есть, например, священники, которые профессионально занимаются исламом. Мы также брали интервью у светских специалистов.
- Где распространяется "Вода живая"?
- Журнал продается в сети "Метропресс", в церковных лавках. Причем для храмов это не обязательно. Мы предлагаем купить журналы для распространения, а они уже сами решают, надо им это или нет.
- Сколько стоит журнал?
- По-разному. Цена от 60 рублей.
- Есть ли у вас конкуренты?
- В Санкт-Петербурге, к сожалению, конкурентов нет. Очень печально, что у нас такой бедный рынок печатной прессы. В Москве есть православный журнал "Фома", журнал для родителей "Виноград" - в общем-то, все. Даже по России у нас очень мало конкурентов. Раньше был журнал "Нескучный сад", но он закрылся. Есть православные газеты, но это совершенно другое. Кроме того, их тоже очень мало.
- На Фестивале малой прессы журнал "Вода живая" завоевал практически все награды, в том числе издание было названо лучшим корпоративным журналом. Стало ли это сюрпризом?
- Честно говоря, нет. Дело в том, что у нас есть конкурентное преимущество перед остальными изданиями. Формально мы, конечно, корпоративное издание - издание Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Это действительно корпорация, но все-таки очень специфическая. Туда входят не только клирики, но и простые прихожане петербургских храмов, у которых есть интересы, увлечения. Мы можем писать о них, затрагивая социальные темы, культурные и даже спортивные. То есть круг тем и персонажей у нас гораздо шире, чем у других корпоративных журналов. Тем большее восхищение вызывают издания каких-нибудь заводов, у которых в этом отношении меньше возможностей.
- Жюри особенно отметило дизайн журнала…
- Все дело в кадровой политике Александра Сорокина. Это человек, который обладает прекрасным вкусом. Он пригласил в "Воду живую" известного в городе дизайнера Арсения Блинова, который разработал для нас дизайн, задал высокую планку, на которую мы до сих пор ориентируемся.
- Почему вы решили принять участие в конкурсе?
- Мы стараемся участвовать во всех петербургских конкурсах, начиная с "Золотого пера" до специальных конкурсов, касающихся социальной публицистики. Наши материалы становились обладателями различных наград. Но победа на Фестивале малой прессы стала для нас значимым событием. Тем более в таком количестве номинаций.
- Важно ли проводить такие мероприятия, как Фестиваль малой прессы?
- Конечно. Мне, например, было очень интересно посмотреть, как выглядят другие корпоративные издания. Все-таки не каждый день выпадает такая возможность. Было интересно получить оценку своей деятельности со стороны профессионального сообщества, услышать интересные советы по дизайну, оформлению материалов. Понравилась лекция о репортаже.
- У "Воды живой" есть еще информагентство. Над ним трудится та же редакция?
- Журнал и информагентство пересекаются, но все-таки это разные структуры. Мы находимся в тесном взаимодействии, некоторые новости публикуются в журнале. Но там другой руководитель и другой кадровый состав.
- Ваш главный редактор - митрополит Варсонофий. Он лично участвует в работе редакции?
- Каждый месяц он готовит для журнала текст проповеди и пишет "Слово главного редактора". Он в курсе нашей деятельности, но непосредственно на редакционную политику влияния не оказывает.
- А кто формирует редакционную политику?
- В первую очередь ответственный и выпускающий редакторы. Однако мы, конечно, находимся в постоянном контакте с епархиальным руководством и руководством епархиальных отделов. Это, кстати, тоже специфика нашей работы как корпоративного издания митрополии.
- Обязательно ли журналисту "Воды живой" быть православным?
- Естественно, должен быть какой-то уровень уважения к Православной Церкви и в нашей тематике. Чтобы человеку было интересно этим заниматься и об этом писать. В большинстве своем наши журналисты - православные христиане. Но это не обязательно.
- Какие требования предъявляются кандидатам при приеме на работу?
- Как и везде - обычные профессиональные требования. Человек должен хорошо писать, обладать журналистскими навыками. Ну и иметь что-то за душой, чем-то по жизни интересоваться - искусством, историей, богословием, философией. Важно, чтобы сам человек был интересным.
- Обязательно ли иметь знания в области богословия?
- Не обязательно, но мы стараемся, чтобы люди в процессе работы просвещались в этом отношении. У меня у самого богословское образование. Я окончил Санкт-Петербургский институт богословия и философии, а также магистратуру филфака СПбГУ на кафедре библеистики. Профессионально занимаюсь византийской философией.
Журнал "Вода Живая: Санкт-Петербургский церковный вестник" - официальное издание Санкт-Петербургской епархии. В журнале Тимур Щукин работает с 2009 года. Начал с должности внештатного автора, потом стал редактором раздела, затем выпускающим редактором. До этого работал редактором в издательствах, публиковался в научных и научно-популярных журналах.