Прошла конференция по проблемам зависимости

Международная конференция "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд" прошла 1-2 октября в Синем зале епархиального управления. Ее организовал Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви совместно с координационным центром помощи многодетным семьям, бездомным и людям в тяжелой жизненной ситуации при отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Каменский и Алапаевский Мефодий в приветственном слове подчеркнул, что цель форума - "не схоластика, а практика", и выразил надежду, что встреча будет "не серией докладов, а мозговым штурмом".

Ректор Католической высшей духовной семинарии "Мария - Царица апостолов" священник Константин Передерий отметил, что проблема зависимости - это вызов для всего человечества. Среди важнейших задач он назвал выработку программ по работе с зависимыми для духовных школ и семинарий.

Руководитель русского отделения благотворительного фонда "Помощь Церкви в нужде" Петр Гуменюк напомнил, что православные и католики уже обсуждали проблемы зависимости в прошлом году - инициатором встречи выступила рабочая группа, которую курируют митрополит Волоколамский Иларион и ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел Пецци.

В докладе епископа Каменского и Алапаевского Мефодия "Зависимость как страсть" было отмечено, что церковным структурам, оказывающим помощь зависимым, необходимо выработать собственный язык, а не пользоваться языком психологии. Зависимость от психоактивных веществ - не просто психологическая проблема, важно понять, какие духовные недуги, говоря церковным языком - страсти приводят человека к зависимости.

Священник Юлиан Негру, руководитель антинаркотической программы Румынской Православной Церкви, в сообщении "Приход как терапевтическое сообщество" остановился на распространенном отношении к религии как к своду запретов. Он подчеркнул, что православие не является идеологией, философией или нравственным учением, а сосредоточено на живой личности Христа. Слово "грех" изначально обозначало отсутствие цели. В римском каноническом праве "зависимым" назывался человек, который стал рабом по решению суда из-за того, что не мог погасить долг. Вместо термина "зависимость", имеющего судебно-медицинское или юридическое происхождение, Церковь использует слово "страсть", которое означает "страдание", а не "грех". Слово "страсть" имеет ясную медицинскую коннотацию: это то, что нужно лечить, исцелять, а не наказывать. Надо рассматривать приход как "терапевтическую общину" для зависимых: цель "терапевтических приходских групп" - интегрировать зависимых, "потерянных овец", в церковную жизнь, где терапией для них станет чудо встречи со Христом, что приведет к восстановлению в них образа Божия.

Викарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов выступил с докладом "Церковь, наркотики и наркомания". Документ Римско-Католической Церкви по вопросу о наркозависимости". Документ был принят папским советом в 2002 году, но, к сожалению, остался малоизвестным. Он обращен к епископату, но в нем есть много полезного и для духовенства, и для работников здравоохранения. В нем подвергаются критике все существующие светские методы реабилитации зависимых, поскольку только в Церкви человек может обрести смысл и полноту жизни. В свете этого наркомания предстает одной из форм потребительского отношения к жизни. Главная проблема зависимого человека - болезнь духа, а не вред для здоровья. Следует отрицательно относиться к либерализации наркомании, к термину "легкие наркотики", к замене зависимости от одних веществ зависимостью от других.

Диакон Александр Семенов зачитал доклад руководителя сети антинаркотических реабилитационных центров Выборгской епархии протоиерея Сергия Белькова "Анализ понятия страсти в христианской антропологии и аддикции в современной психологии". Подчеркивалось, что зависимость - не просто заболевание, она связана с личностными нарушениями. Пациент медицинской реабилитации - как правило, человек с тяжелой формой зависимости, а церковные программы позволяют начать коррекцию личности на раннем этапе.

Прозвучали также доклады профессора нравственного богословия, социальной этики и биоэтики университета "Лучиан Блага" в городе Сибиу (Румыния) доктора Себастьяна Молдована "Что за болезнь - порок зависимости?" и директора Францисканского центра профилактики зависимости Сан-Дамиано священника Павла Хмура "Сочетание профессиональной терапии зависимости с духовным миром на примере Францисканского центра профилактики зависимости Сан-Дамиано в Хэнцинах".

Исполнительный директор благотворительного фонда "Диакония" Елена Рыдалевская в докладе "Зависимость как отчужденность" отметила, что зависимый отчуждается не только от социума, но и от самого себя, своего разума, поскольку разум имеет отношение к личности, а человек теряет свою личность. Основная задача реабилитации - помочь ему вновь найти себя. Вторая задача - научить его формулировать свои чувства, что поможет ему справиться с изоляцией, почувствовать любовь окружающих. Необходимо преодолеть отчуждение от любви, от общности, от собственного сердца. У зависимого человека патологическое мышление, вместо ума - "лжеименный" разум, который обслуживает только потребность в психоактивных веществах. Обычные методы преодоления страстей не вполне годятся для зависимого.

Руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании епархиального ОЦБСС, руководитель православной благотворительной организации "Фавор" протоиерей Максим Плетнев в докладе "Богословский взгляд на зависимость от психоактивных веществ" представил видение зависимости от психоактивных веществ как био-психо-социо-духовное заболевание. В христианской парадигме "духовное" немыслимо без Христа и Церкви. Лечение "духовного заболевания" - это возрождение в человеке образа Божия, которое обусловлено его участием в жизни Церкви. Но у светских специалистов представления о духовности размыты.

"Страсти наркомании и винопития паразитируют на онтологическом стремлении человека обрести блаженство, - отметил он. - А испытываемое наслаждение при употреблении психоактивных веществ суть антиблаженство, возбуждаемое антиблагодатью, приводящее не только к смерти, но и к бесообщению.  Страсти наркомании и винопития являются особым видом идолослужения. Основная задача в  оказании помощи зависимым - привести их к истинному пониманию блаженства".

В докладе доктора психологических наук, профессора кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА Ларисы Шеховцовой "Психологические и духовные симптомы зависимости как страсти" речь шла о том, что зависимость выступает как особо сильная страсть, целиком подчиняющая природу человека.

Прозвучали также доклады клирика храма святителя Николая Мирликийского в Амстердаме архимандрита Мелетия (Веббера) "Возрастая в вере, шаг за шагом" (доклад был зачитан Евгением Проценко), руководителя православного реабилитационного центра "Метанойя" игумена Ионы (Займовского) "Богословие и зависимость: некоторые основания курса для духовных школ", управляющего делами христианского благотворительного фонда "Старый свет" психолога Евгения Проценко "Различное влияние современных и архаичных представлений о зависимости и созависимости на формирование богословских представлений об этих феноменах", директора реабилитационного благотворительного фонда "Зебра и К" Екатерины Савиной "Особенности духовной реабилитации наркоманов и алкоголиков", настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ерине (Москва) протоиерея Андрея Дерягина "Содержание понятия "духовность" в контексте реабилитации зависимости", ведущего реабилитационной программы "Метанойя-2" протоиерея Алексия Агапова "Безоценочность как герменевтический принцип в пастырской работе с зависимыми и созависимыми".

ИА "Вода живая",
02.10.18


Санкт-Петербургское епархиальное управление

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. реки Монастырки, д. 1

Упоминания в новостях

Все новости