Прошла конференция по псевдотрадиционной религиозности

Всероссийская конференция с международным участием "Современная псевдотрадиционная религиозность: между радикализмом и экстремизмом" состоялась 7 февраля в Синем зале епархиального управления.
Прошла конференция по псевдотрадиционной религиозности

Ее организовали РГПУ, Санкт-Петербургская епархия, Мариупольский госуниверситет, Санкт-Петербургская академия Следственного комитета РФ, Московский педагогический университет, Институт теологии Белорусского госуниверситета, межрегиональная организация "Вечно живые" при поддержке комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, экспертного совета Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), городских комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики и отдела по взаимодействию с религиозными объединениями.

Проблема исследования феномена псевдотрадиционных религиозных движений была рассмотрена с гуманитарной и конфессиональной стороны.

Руководитель городского отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Владимир Иванов подчеркнул необходимость продолжения исследований в области религий, поскольку отдельные религиозные движения появляются, другие - исчезают. Подчас религиозный фактор используется в политической и экономической повестках.

Председатель отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский напомнил о воздействии новых, не традиционных для России религиозных образований на молодежь и ее вовлечение в радикальные, а иногда экстремистские движения. Опасность представляют неоязыческие группы, коммерческие культы и псевдореальность, созданная технологиями ИИ.

Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, директор Центра этнорелигиозных исследований протоиерей Александр Пелин остановился на религиозных аспектах геополитических процессов. Сонласно исследованиям, религиозный ландшафт мира до 2050 года претерпит изменения. Наибольший рост покажет ислам: численность мусульман вырастет на 73 % и впервые в истории сравняется с числом христиан (сейчас мусульмане - на втором месте). Число христиан будет расти медленнее. Наибольший прирост те и другие покажут в странах Африки. Буддизм и индуизм останутся в стабильном состоянии. Иудаизм и "этнические религии" будут терять позиции. Доля нерелигиозного населения сократится. 

Отец Александр отметил, что политический фактор существенно влияет на изменения в религиозной сфере. Так, новый вице-президент США Джей Ди Вэнс на саммите по свободе вероисповедания 5 февраля нынешнего года заявил, что новая администрация прекратит финансировать продвижение атеизма за рубежом и поддержку движений, подрывающих религию. Изменения в постсоветских странах и странах ближайшего зарубежья показывают, что использование религиозного фактора в противостоянии с Россией нарастает.

Директор Института истории и социальных наук РГПУ Александр Прилуцкий рассказал об эсхатологических религиозных группах. Вопреки ожиданиям, СВО не породила значимых эсхатологических институций, тогда как эпидемия Covid-19 породила массу конспирологических теорий с религиозным и политическим подтекстом. Протоиерей Александр Пелин заметил, что в первом случае абсолютное большинство населения страны поддержало президента в решении начать спецоперацию. А эпидемия ковида явилась внезапно, и власти сами выглядели растерянными, о чем свидетельствовали странные и подчас сумбурные решения, которые они принимали. Неизвестность, непонятность всегда порождают домыслы и слухи, что является почвой для фантазий, в том числе о "мировых заговорах" и скором конце света.

Директор института Хо Ши Мина СПбГУ профессор Владимир Колотов рассказал о технологиях и стратегиях взлома традиционных религий через внедрение новых религиозных движений.

Старший преподаватель РГПУ Алексей Камалдинов осветил магические и эзотерические мотивы курсов личностного роста. Не являясь в собственном смысле религиями, курсы по достижению успеха или быстрому зарабатыванию денег используют в методы симпатической магии, фетишизма и прочего, чтобы выманить у незадачливых клиентов крупные суммы. 

Старший преподаватель Санкт-Петербургского юридического института Константин Ерофеев рассказал о периоде хрущевских гонений на Церковь. Откровенно враждебные действия были инициированы партийными структурами, ответственными за идеологию. Тиражировались  пропагандистская атеистическая литература, фильмы, права и свободы верующих нарушались даже с учетом законодательства того времени. Но власти не смогли ликвидировать церковные структуры. Гонения завершились с позорным отстранением от власти Никиты Хрущева.

Руководитель Московского отделения движения "Вечно живые" Дмитрий Пахомов отметил, что политическое измерение религии - это историческая данность. В современной России на законодательном уровне закреплен принцип светскости государства, сформировались уникальные алгоритмы взаимоотношений между органами власти и традиционными религиозными организациями. Попытки изменить этот status quo могут ослабить общероссийское единство.

Научный эксперт движения "Вечно живые" Николай Шеляпин рассмотрел истоки движения "Нью эйдж" в России, остановился на угрозах российскому обществу, которое несут последователи лженаучных представлений. Данное направление превращается в новую магию, является примером вторжения неоязычества в современную жизнь.

Старший преподаватель РГПУ Алексей Гайдуков коснулся понятия "традиции" в новом славянском язычестве. 

Профессор кафедры истории религий и теологии РГПУ Дмитрий Головушкин указал, что пора в научной среде возродить идею профессора Артура Маркаряна, который считал необходимым введение новой научной дисциплины "традициологии", чтобы разграничить понятия традиции и псевдотрадиции. 

Протоиерей Александр Пелин предложил будущим ученым подумать над хартией чести исследователей религии. Часто выпускники религиоведческих факультетов используют возглавляют квазирелигиозные организации или коммерческие культы, становятся магами, астрологами, тарологами. Необходимо поставить заслон подобным практикам.

ИА "Вода живая",
07.02.25


Санкт-Петербургское епархиальное управление

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. реки Монастырки, д. 1

Упоминания в новостях

Все новости