Конференцию "Святители Московской Руси" организовал центр "Русь"

В честь дня памяти святителей Московских, в просветительском центре "Русь" при храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице 17-18 октября прошла историко-просветительская конференция "Святители Московской Руси". Ее организовали епархиальный отдел по делам молодежи и приход храма.

Предметами рассмотрения стали вклад святителей в формирование и развитие русского государства, история их взаимоотношений с русскими государями и степень влияния на верховную власть.

Перед заседанием был совершен молебен. Приветствие настоятеля храма иерея Артемия Наумова участникам встречи передал клирик храма иерей Адам Бокарев. Было выражено пожелание, чтобы конференция обогатила сердца и умы ее участников, стала созидательной силой для дальнейших работ на церковной ниве.

О святителе Алексии и великом князе Димитрии Донском рассказал диакон Покровского храма на проспекте Косыгина Владимир Василик. Служение святителя в сане митрополита проходило в непростое время: Московское княжество было ослаблено из-за постоянных угроз ордынских набегов и междоусобицы суздальских и тверских князей. Константинополь ограничивал самостоятельность Русской Церкви, а сильное Литовское княжество раскалывало русскую митрополию ради собственной выгоды. В этой ситуации митрополит сделал исторический выбор - принял решение опираться на Москву и поддерживать правящую династию, покровительствуя ей. Важной его заслугой была опека над осиротевшим великом князем Димитрием Донским, а впоследствии - благословение его на брак с Евдокией Суздальской, способствовавший установлению мира в русских княжествах. Опекая малолетнего великого князя, митрополит последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств для противостояния Орде. В этом ему помогал преподобный Сергий Радонежский. В результате междоусобицы уходили в прошлое, русское государство крепло и развивалось.

Диакон Преображенского храма в Лигово Георгий Якуба рассмотрел сакральный аспект миссионерства святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. Его служение сопровождалось удивительным стечением обстоятельств, неожиданных поворотов судьбы, что свидетельствует о таинственном промысле Божием. Святитель развернул миссионерско-пастырскую деятельность в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Русской Америке, создал миссионерское общество - централизованную структуру под патронажем российского правительства, изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Благодаря его трудам жители Аляски впервые услышали Слово Божие и богослужение на родном языке. В преклонном возрасте он стал митрополитом Московским, и на этом поприще показал себя великим богословом и душепопечителем.

О митрополите Петроградском и Гдовском Вениамине как продолжателе дел святителей Московских рассказал ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Михаил Шкаровский. Он уделил внимание взаимоотношениям святителя с советской властью. За пять лет управления епархией он превратил приходы в живые христианские общины, привлек к церковному служению множество людей, в том числе представителей интеллигенции, ведя умелую дипломатическую политику в отношении с властями. В итоге многие правительственные постановления либо не осуществлялись, либо частично проводились в жизнь. В частности, в Петрограде продолжали проводиться крестные ходы. Во время кампании по изъятию церковных ценностей он препятствовал насилию и святотатству, но шел на компромисс, соглашаясь передать ценности как вольную жертву. Главным его подвигом стало противостояние церковному расколу.

Клирик Чесменского храма иерей Алексий Макаренко выступил с докладом на тему "Царь Иоанн Грозный и московские первосвятители". Он рассказал о выдающихся митрополитах, сменившихся при правлении Ивана Грозного, - Макарии, Афанасии, Германе, Филиппе и Кирилле. Историки отмечают, что тиранические наклонности царя сочетались с искренней верой и преданностью Церкви. Он использовал ее как орудие политических интриг, но заботился о ее величии и процветании. Государь претендовал на всю полноту светской и духовной власти, считая, что вмешательство Церкви в дела государства недопустимо, поскольку царю судья только Бог. Особое его положение определялось высокой миссией - вывести подданных из рабства грехов и сделать причастниками Царства Небесного. В этой схеме опричнина мыслилась моделью справедливого правления, предназначенного для спасения душ подданных.

О служении Отечеству святителя Гермогена в Смутное время рассказал прихожанин храма на Роменской Георгий Власов. В тяжелое для русской земли время святитель возвысился над политической борьбой, став живым хранителем русской веры и государственности. Он отстаивал народное единство, препятствовал пришествию на русский престол иноверцев и иностранному вмешательству в дела русского народа.

Игумен Псково-Печерского монастыря Хрисанф (Липилин) рассказал о подвиге преподобномученика Корнилия. За время его игуменства в псковском монастыре число братии выросло до двухсот человек. Их привлекали не только одухотворенный уклад обители, но и личность самого Корнилия. Монастырь имел большое значение в жизни русского государства. Игумен вел просветительскую деятельность, строил храмы, открывал школы. Его отличало исключительно церковное отношение к государственной власти.

Историко-просветительский центр "Русь", созданный по инициативе председателя отдела по делам молодежи протоиерея Константина Головатского и настоятеля храма на Роменской иерея Артемия Наумова, регулярно проводит конференции с целью популяризовать историю, освещать неизвестные или малоизвестные факты, оказавшие влияние на судьбы России.

ИА "Вода живая",
18.10.15