"Круглый стол" по проблемам биомедицинской этики прошел в Царскосельском благочинии

Проблемы биомедицинской этики обсудили в Пушкине 15 июня. Перед началом "круглого стола" епископ Царскосельский Маркелл совершил молебен в Вознесенском (Софийском) соборе. Затем участники собрались в Софийском павильоне.

В заседании приняли участие эксперты в области медицины, специалисты городского комитета по здравоохранению, члены Общества православных врачей Санкт-Петербурга, представители учреждений здравоохранения, юристы, а также священнослужители - практикующие врачи и богословы.

Открывая заседание, вице-губернатор Ольга Казанская предложила вынести в качестве главной темы дня проблемы трансплантологии и выразила надежду, что обсуждение этих вопросов приведут к таким же положительным результатам, какие достигнуты по другим сложным вопросам биомедицинской этики - эвтаназии, прерыванию беременности. "Только в совместном диалоге христианства и медицины можно решить проблемы врачевания душевного и телесного", - сказала она.

Преподаватель СПбДА, ведущий научный сотрудник Института экспериментальной медицины РАН протоиерей Константин Константинов рассказал, что первые центры биоэтики возникли в США в 70-х годах и изначально не были связаны с религией. Вскоре ситуация изменилась. Развитие и давление новых технологий поставило под угрозу само существование человека. Появился главный вопрос - дозволено ли человеку делать все, что технически возможно? Ответ очевиден - нет. Одним из критериев принятия биоэтических решений является качество жизни. В альтернативу этому понятию Церковь ставит другое понятие - сакральность жизни. Многие проблемы биоэтики разрешаются в парадигме этих двух полюсов, они могут дополнять друг друга, но часто возникают ситуации, когда необходимо установить приоритет. Объективно доминирующее место занимают естественные науки. Но так ли уж все понятно и известно науке о человеке?

Во второй половине XX века был открыт генетический код. Ученые, исследуя ДНК, открыли текстовые свойства ДНК - то есть внутри клетки есть информация, текст. Содержание этого текста является конкретной инструкцией по сборке того или иного конкретного существа. "Если мы говорим о тексте, то возникает вопрос о его авторстве.  Как появляются смыслы и идеи, которые реализуются в том или ином тексте? Очевидно, что источником смыслов и идей является разум, в одном случае человеческий, в другом - Божественный. Это один из прецедентов для размышлений о сакральности природы, о ее сотворенности, авторской сотворенности. Сами естественные науки указывают на возможность существования разума, превосходящего человеческий" - подчеркнул он.

В качестве следующего примера отец Константин привел невозможность науки объяснить природу внутреннего мира человека. "Каким образом объективное взаимодействие нервных клеток превращается в субъектность? - спросил он. - Эта проблема обозначена как проблема сознания в трудах многих философов. Нейрофизиология не в силах объяснить субъективность, то есть природу внутреннего мира человека. Позиция Церкви по поводу сакральности выглядит более аргументированной, поскольку она признает минимум две природы в человеке - духовную и недуховную, материальную и нематериальную".

Священник призвал медиков и биологов услышать голос Церкви по тем вопросам, которые они не в силах объяснить.

О том, может ли быть исцеление не от Бога, рассуждал профессор СПбДА, декан факультета психологии и философии человека РХГА, заслуженный врач РФ протоиерей Григорий Григорьев. "Мы знаем, что человека сотворил Господь и тело человека есть храм духа, - сказал он. - "Поломки", которые в этом храме возникают, во многом зависят от самого человека. Господь дал человеку огромное количество резервных и восстановительных возможностей. Но если человек сходит с дороги Божиих заповедей, совершает грех, то многократно повторяемый грех переходит в страсть, а застарелая страсть переходит в болезнь. Если мы говорим об исцелении человека, его физиологическом восстановлении, то только Господь, Который сотворил человека, может его исцелить".

Докладчик напомнил присутствующим слова Христа, сказанные ученикам: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35), "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). Это жертвенность, православный подход, а как приживется орган, зависит не только от квалификации врачей, но и, по сути, от промысла Божия, который направляет руку врача. Если не будет благословения Божия, то никакая трансплантология не поможет.

Отец Григорий - член комиссии министерства здравоохранения РФ и Русской Православной Церкви по вопросам развития здравоохранения. По его словам, это собрание сейчас пытается решать проблемы медицины на законодательном уровне. Уже были рассмотрены и вошли в приказ министра здравоохранения вопросы отношения к волонтерам и их допуска в медицинские учреждения, помощи нищим и бездомным, а также празднование Дня трезвости 11 сентября.

Внештатный специалист-трансплантолог городского комитета по здравоохранению Герман Николаев рассказал об оказании трансплантологической медицинской помощи. Впервые в Санкт-Петербурге приняты меры по госфинансированию помощи по трансплантационному забору органов, введена должность трансплантационного координатора, создана система мониторинга летальности и оценки эффективности стационаров по выявлению потенциальных доноров.

Заведующий отделением нейрореанимации Мариинской больницы Сергей Сергиенко в своем докладе рассказал об основных принципах и процедуре констатации смерти мозга человека. Он подробно остановился на процедуре постановки диагноза. Этот диагноз устанавливается консилиумом в составе от трех до шести врачей. В комиссию не могут входить врачи-трансплантологи. Российский протокол строже, чем американский, который во всем мире считается эталоном.

Профессор юридического факультета СПбГУ Нелли Дивеева остановилась на правовых аспектах трансплантации органов и тканей в России. Ведется разработка нового федерального закона, регулирующего вопросы трансплантологии: действующие нормативные акты устарели. Существует множество правовых проблем, которые новый закон должен учесть: установление приоритета среди реципиентов, подтверждение добровольности согласия донора и реципиента, дальнейшая социальная защита прижизненного донора после операции.

Состоялся обмен мнениями между участниками. Все согласились с тем, что необходимо создавать положительный информационный фон в обществе по вопросам трансплантации органов, эта тема не должна быть табуирована, информация в этой сфере очень важна как для самих врачей, так и для общества. Необходимо разработать совместные обучающие программы, говорить об удачных примерах, когда трансплантология спасала жизни. По мнению присутствующих специалистов врачей и трансплантологов, Церковь может повлиять на отношение людей, своей паствы, к донорству.

Представители Церкви призвали с осторожностью подходить к некоторым аспектам развития трансплантологии. Спасти жизнь человека важно, но не менее важно, какой ценой: если ценой жизни другого человека, то это, с точки зрения христианства, недопустимо. Проведение опытов на людях с целью изучения новых методик также невозможно.

Заведующий кафедрой библеистики СПбДА протоиерей Димитрий Юревич затронул вопрос адресной помощи. С точки зрения православного человека важно знать, что его жертва послужила благим целям. Также он напомнил присутствующим, что согласие самого человека на трансплантацию органов и согласие на это его родственников - это не одно и то же. К тому же зачастую врачу, человеку постороннему, сложно определить действительные отношения внутри семьи, которые могут повлиять на принятие решения по разрешению или запрету на забор органов посмертно.

Завершая встречу, владыка Маркелл сказал, что врачи и священники - коллеги и соработники в вопросах исцеления человека, его тела и души. Участники беседы согласились с тем, что она выявила необходимость проводить подобные обсуждения биоэтических и других вопросов на регулярной основе.

ИА "Вода живая",
15.06.16