Встреча, посвященная празднику Крещения Руси, прошла 31 июля в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Ее провел протоиерей Вячеслав Помаскин.
Он рассказал об источниках, из которых мы узнаем о столь отдаленных исторических событиях. Основные сведения содержатся в летописях, наиболее полная из которых - "Повесть временных лет"; она переведена и издана, поэтому с текстом на современном языке может познакомиться любой желающий. Отец Вячеслав рассказал об особенностях древнерусских письменных памятников: в текстах нет заглавных букв, слова не разделены, поэтому прочитать их нынче может только специалист. Помимо "Повести временных лет" существуют и другие летописные источники: например, важную информацию о святой княгине Ольге мы находим в Радзивилловской летописи - рукописном источнике, который датируется, предположительно, началом XIII века. Свое название рукопись получила по имени ее владельца - виленского воеводы Януша Радзивилла, потомки которого подарили список Кенигсбергской библиотеке.
Важный для христиан источник - Священное Предание. Отец Вячеслав привел слова первой молитвы князя Владимира: "Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им уведети Тебе, истин на го Бога, я коже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози. Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его".
Священник также кратко рассказал об историческом фоне, на котором разворачивались события Крещения Руси, о политике византийского императора Василия II. Он подчеркнул, что не все славянские племена, населявшие Русь, крестились одновременно: например, вятичи были одними из самых непокорных, крестились только в XIII веке. Первым митрополитом Киевским стал Михаил, сириец по происхождению. Епископские кафедры вскоре появились в пяти крупных городах, начали строиться каменные храмы. В XI веке появились еще две кафедры - в Юрьеве и Ростове Великом. Интересно, что поначалу в византийских диптихах Киевская митрополия упоминалась одной из последних.
Выступление филолога Валентины Балабановой было посвящено распространению христианства на Руси еще до периода правления святого князя Владимира. Она остановилась на так называемом "Фотиевом крещении", о котором есть упоминания в византийских источниках. В 860 году славяне под предводительством князей Аскольда и Дира совершили набег на Византию. Патриарх Константинопольский Фотий и император Михаил III обратились с молитвой к Пресвятой Богородице, окунули ризу Богородицы в море, после чего началась буря и корабли славян погибли. Через семь лет славянские правители попросили их крестить. Считается, что тогда крестились князья Аскольд, Дир, часть бояр и населения. Аскольд был убит князем Олегом. Княгиня Ольга позднее возвела на этом месте часовню святителя Николая. Во времена Олега были гонения на христиан. Его преемник Игорь, хотя и не принял крещение, относился к христианам лояльно, известно, что многие его дружинниками были христианами. Его вдова княгиня Ольга, правительница Руси, тоже приняла крещение, но ни одно из этих событий не привело к массовой христианизации.
Филолог Марина Ержемская посвятила свое выступление личности равноапостольной княгини Ольги. Она подчеркнула, что это была уникальная женщина, она очень много сделала для Руси, напомнила высказывание историка Николая Карамзина о том, что великие князья воевали, а Ольга правила государством. Будущая святая объезжала русские земли, провела границы, что стало предпосылкой для административного деления страны. Построила первый православный храм во Пскове, а также другие храмы. Поскольку ее сын Святослав оставался язычником, она особо просила похоронить себя по-христиански.
Говоря о крещении князя Владимира, Марина Ержемская обратила внимание слушателей на то, что он из грешника стал святым: широко раздавал милостыню, решил отказаться от смертной казни. Она привела слова митрополита Антония Сурожского о святом князе:
"Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу дать Спасителя. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем; и вместе с этим каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас - грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, - когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем".
В завершение встречи слово вновь взяла Валентина Балабанова. Она напомнила, что через пятьдесят лет после Крещения Руси наше государство стало одним из передовых. Появились книги, школы. Русские иконописцы очень быстро отошли от византийских образцов, выработался собственный стиль. Чтобы сравнить уровень развития образования на Руси и в Европе, достаточно вспомнить о документе, подписанном французским королем Генрихом I, его супругой Анной - дочерью Ярослава Мудрого - и другими представителями французской знати: одна Анна Ярославна смогла написать свое имя, а остальные вместо подписи поставили крестики. Докладчица подчеркнула, что принятие христианства стало обретением нового смысла жизни для всего русского народа, произошел мощный поворот в сознании, который дал толчок для изменений во всех сферах жизни.
ИА "Вода живая",
31.07.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния