Прихожане Благовещенской церкви совершили паломничество в Тихвинский монастырь

Прихожане Благовещенской церкви совершили паломничество в Тихвинский монастырь
Отправляясь в путь, никто из паломников не думал о том, что Тихвинская обитель может быть духовно связана с Благовещенским храмом.  Но, оказавшись в монастыре, они стали делать открытие за открытием.

Первый монастырский храм, где оказались паломники, - знаменитая церковь "Крылечко".  Здесь находится большая чудотворная фреска Божией Матери - копия явленной Тихвинской иконы. Обращают на себя внимание очи Божией Матери: вместо строгости и печали в них угадывается улыбка. Эта фреска была написана на внешней стене монастыря в XVII веке. К стене здесь было пристроено крылечко, и поэтому в народе образ стали называть "Богородицей на крылечке". В XIX веке, после исцеления перед этим образом тяжко болящего тихвинца Александра Боровского, здесь был построен храм, и фреска Божией Матери оказалась внутри него.  

В храме "Крылечко" паломников встречали певчие архиерейского хора, которые пропели песнопения "Помилуй мя, Боже" и "Отче наш".  Прикладываясь к чудотворному образу, паломники обратили внимание на то, что слева от нее находится еще одна фреска. Оказалось, что на ней изображен святитель Тихон Задонский - небесный покровитель Благовещенской церкви на Васильевском острове: он освящал Благовещенский храм в 1762 году, и он же теперь встречал его прихожан в Тихвинской обители. 

После главного события - молебна перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в Успенском соборе - паломников встретила экскурсовод Галина Соколова. Это был первый по-настоящему морозный день, и долго находиться на воздухе было трудно. Поэтому паломники вместе с экскурсоводом вошли в Крестовоздвиженский храм и именно здесь услышали рассказ о явлении Тихвинской иконы Божией Матери и основании обители. Явление чудотворной иконы Богородицы на скромной речке Тихвинке произошло в 1383 году - через три года после Куликовской битвы. А в то же самое время в Константинополе из Влахернского храма исчезла икона Богородицы, по преданию, писанная апостолом и евангелистом Лукой. Через семьдесят лет после этого  Константинополь был взят турками… Рухнула Византия - великая православная держава, Второй Рим, в то время как на северо-востоке укреплялся Третий. Именно сюда Божия Матерь пожелала перенести Свой чудотворный образ. 

В Крестовоздвиженском храме паломники узнали о еще одной связи между Тихвинским монастырем и Благовещенской церковью на Васильевском острове: оказалось, что первый Крестовоздвиженский храм Тихвинского монастыря был построен в XVIII столетии благодаря денежным вложениям архиепископа Киевского и Галицкого Варлаама (Вонатовича), а ведь  именно владыка Варлаам  совершал чин на основание первого, деревянного Благовещенского храма на Васильевском острове… 

Перед выходом из храма отец Андрей Дьяконов предложил спеть тропарь Крестовоздвижению, и тут же все осознали, что приютивший их храм посвящен тому же празднику, что и главный придел современной Благовещенской церкви: Воздвижению Креста Господня.  

Проходя мимо Успенского собора, экскурсовод обратила внимание паломников на большой камень, заложенный в основание бокового придела. Над камнем находилась небольшая икона святого пророка Илии. 

"В 1820 году, при строительстве придела во имя пророка Илии, произошло необычайное событие, - рассказала Галина. - По реке на льдине приплыл камень. Это было удивительно! Ведь в то время на Тихвинке шло строительство сорока восьми шлюзов, каждый из которых имеет приспособления для мелкого крошения льда. Лед проносился по Тихвинке мимо монастыря совсем небольшими кусками. И вдруг появилась льдина, на которой находился огромный камень - два с половиной метра в длину и полтора-два метра в ширину. Непонятно, как льдина с таким камнем перемахнула через Тихвинские шлюзы, но еще более странным было то, что льдина не тонула под тяжестью этого камня, а ведь весит он девять тонн! Льдину с камнем вращало около стен монастыря, а затем прибило к монастырскому берегу. Тихвинцы сочли это Божиим знамением, приволокли камень на территорию монастыря и вложили в придел пророка Илии. Мы с вами видим только малую часть этого камня: бóльшая его часть находится в алтарной части придела.  Здесь часто останавливаются тихвинцы, кладут руку на этот камень и молятся, а братия монастыря, проходя мимо, не делают им замечаний. Не надо думать, что люди молятся камню! Мы молимся Всевышнему и пророку Илии". 

И снова удивились паломники: второй действующий придел современной Благовещенской церкви посвящен именно пророку Илии. И вслед за отцом Андреем, не боясь показаться язычниками, прикоснулись ладонями к камню.

На звонницу поднимались по узкому ходу в каменной стене. Справа от входа висели две скромные, "домашние" иконы с необычными для этого места сюжетами. На первой иконе - Собор новомучеников и исповедников Российских, на второй - Собор Бутовских новомучеников. Но, когда паломники поднялись наверх, оказалось, что эти иконы задавали тему выставки, расположенной на звоннице. Послушник Тихвинского монастыря Аркадий Норинский собирает документы и фотографии, связанные с житием новомучеников, художественно оформляет их и выставляет на звоннице.  Вот старинная фотография: в высоком кресле сидит священник в шляпе, чем-то напоминающий святого Иоанна Кронштадтского. А чуть ниже - подпись: "Священномученик Василий Канделябров. 1889-1937. Убит на допросе (Тихвинский район)".   Память святого Василия Сенновского, Тихвинского совершается 3 декабря - в день его мученической кончины. А вот две женские фотографии: странницы-нищие Надежда Ажгеревич и Мария Волнухина. Обе были расстреляны 21 октября 1937 года, обе причислены к лику святых как мученицы. 

Есть здесь документы и фотографии, связанные с судьбами тех, кто был расстрелян в Левашовской пустоши, на Бутовском полигоне, погиб в Соловецком лагере… Чтобы изучить выставку на звоннице Тихвинского монастыря, стоит приехать сюда именно за этим и провести под колоколами не один час.    

После трапезы паломники вновь оказались в храме "Крылечко", возле фресок Божией Матери и святителя Тихона Задонского. И тут настоятель Благовещенской церкви отец Андрей рассказал о том, как связан с этой церковью его личный жизненный путь. 

"Меня Бог сподобил молиться в этом храме в 1982 году. Была Божественная литургия в праздник Тихвинской иконы Божией Матери. Я был тогда студентом, иподиаконом архиепископа Тихвинского Мелитона. Владыка Мелитон был из женатых священников, у него было человек восемь детей. Он был очень опытным священником и, когда овдовел, митрополит Ленинградский Никодим посвятил его во епископа. У владыки был огромный опыт и, пока мы с ним ехали на машине от Ленинграда до Тихвина, он нам рассказывал разные случаи из своей жизни, для нас, студентов, очень поучительные. Ведь тогда не было никакой информации о духовной жизни, и мы, пришедшие в Церковь из советского общества, жадно впитывали всё, что рассказывал владыка. Когда мы приехали в этот храм, люди стояли не только в церкви, но и вокруг, на улице. На стенах была испарина, текла вода - настолько был переполнен храм. Ведь с 1944 года и до открытия монастыря это была единственная действующая церковь в Тихвине и его окрестностях".

Когда паломники вернулись домой, к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, там звонил колокол: только что окончилось вечернее богослужение. Путь почти в пятьсот километров  оказался легкими и как будто недолгим: от храма Божией Матери в Ее обитель - и обратно. 

"Вода живая",
30.11.14


Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

187550 Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Тихвинская д. 1

Упоминания в новостях

Все новости