Встреча с психологом Мариной Архиповой прошла в молодежном клубе "Благо"

В молодежном клубе "Благо" при Благовещенской церкви на Васильевском острове 28 декабря состоялась встреча с психологом, старшим преподавателем Русской христианской гуманитарной академии Мариной Архиповой. На встрече кроме прихожан и священников Благовещенской церкви присутствовали члены молодежного клуба "Ангелос" из Петергофа. Всего в ризнице храма собралось около тридцати человек. Темой беседы стала психология свободы. 

Встреча с психологом Мариной Архиповой прошла в молодежном клубе "Благо"
В начале беседы Марина Вениаминовна задала собравшимся вопрос, считают ли они себя свободными людьми. Как это ни странно, все единодушно ответили "нет". Вопрос о том, что именно мешает быть свободными, оказался более трудным, но некоторые смогли ответить и на него: грехи. В то же время алтарник Благовещенской церкви старшеклассник Денис Ганжа сказал: "По сравнению с некрещеными людьми мы все-таки свободны. В Крещении мы получаем благодать, которая исходит от Бога. Она дает нам свободу".  

Марина Вениаминовна рассказала, что с точки зрения философии существуют три типа свободы: первая - "свобода от", вторая - "свобода для", третья - "свобода во имя". Второй и третий типы  обязательно включают в себя предыдущий. Первый тип, "свобода от" - самый примитивный, который присутствует в любом выборе человека. "Свобода для" - это более сложная ступень, связанная с моралью. "Это когда мы делаем что-то для того, чтобы подтвердить свое тождество, - объяснила Марина Вениаминовна. - Христианские философы говорят нам, что душа по своей природе - христианка. Моральные ценности, которые существуют в современной культуре,  - это ценности христианские. Когда мы действуем согласно этим нормам и ценностям, мы и существуем в этой "свободе для". Но самый интересный и самый сложный тип свободы - это "свобода во имя". Гегель говорил, что свобода - это возможность человека пойти против своей природы. В человеке есть три составляющие: дух, душа и тело. Свобода живет только в духе. Слова Дениса о том, что после Крещения мы обретаем свободу, - очень точны. Дух - это то, что дает свободу. Тело вяжет нас по рукам и ногам. Мы хотим есть, пить. Вот я сегодня мало спала, и утром, когда прозвонил будильник, у меня мелькнула мысль: "В конце концов, свободна я или не свободна? Я хочу спать. Я сейчас возьму и высплюсь!" Но фокус здесь в том, что если бы я осталась, то пошла бы на поводу у своего тела. А это как раз несвобода. Свободный выбор может сделать только моя воля. И то, что встала и пришла сюда, - это как раз выбор моей свободы".

Слушатели задали Марине Вениаминовне много вопросов, на некоторые из них приходилось отвечать настоятелю протоиерею Андрею Дьяконову, поскольку они выходили за рамки психологии и относились скорее к области пастырского богословия. Вот лишь некоторые вопросы, которые прозвучали во время встречи: "Ограничивает ли свободу женщин то, что в церковь они должны надевать платки и юбки?", "Как сочетаются традиция и свобода, культура и свобода?", "Нужно ли ограничивать свободу детей и в чем?", "Каков психологический портрет несвободного человека?", "Как сочетаются смирение и целеустремленность?". Но в основном беседа строилась вокруг темы "свобода и Церковь": ограничивает ли Церковь свободу человека или, наоборот, ограничивая в чем-то внешнем, делает свободным внутренне. 

Горячо обсуждали вопрос о свободе, творчестве и Церкви. Воцерковляясь, многие творческие люди начинают сомневаться, можно ли им заниматься искусством, не является ли их творчество грехом, не должны ли они направить дальнейшую творческую деятельность исключительно в церковное русло. "Если христиане уйдут из мира культуры, то их место пустым не останется, - сказала Марина Вениаминовна. - На этом месте окажется кто-то другой. Не забывайте слова Достоевского "Красота спасет мир". Включаться в культурную жизнь и преобразовывать ее - наш христианский долг, культура - это то, на что реагируют и невоцерковленные, и неверующие люди, и чем полнее христианство будет представлено в культуре, тем лучше". 

Отец Андрей рассказал историю, связанную с Валерием Ступаченко - солистом ансамбля "Поющие гитары". "Этому вокально-инструментальному ансамблю в советское время была дана определенная свобода, они могли играть то, что другим было запрещено. Но когда Валерий пришел в Церковь, он решил, что ему надо со сценой покончить, и так и сделал. Другой работы у него не было, и они с семьей стали жить впроголодь. Но он стал ходить в храм, воцерковляться, постигать веру православную. Помню, он рассказывал по телевизору в интервью, что больше не вернется на сцену: "Вспоминаю свое состояние на сцене: тело скачет, а душа плачет!" Он стал псаломщиком в одном храме, настоятеля которого я прекрасно знаю. Храм был восстанавливающийся, и оклад у Валерия был небольшой, денег постоянно не хватало. Он долго мучился, а потом пришел к ныне покойному протоиерею Василию Ермакову, чтимому в городе батюшке, и сказал: "Я всю жизнь пел в ансамбле "Поющие гитары", и я его оставил, теперь в храме работаю - благословите!" А отец Василий воскликнул: "Валера! Да это мой любимый ансамбль!.." А ансамбль действительно очень хороший, у них нет ни одной безнравственной песни. И Валерий вернулся на сцену, стал выступать и при любой возможности, обращаясь к аудитории,  говорить: "Я православный человек, и душа у меня тоже поет!" Так что, придя в Церковь, не все нужно оставлять. Если человек работает на поприще искусства, он может и со сцены проповедовать веру православную. Конечно, не цитатами из Евангелия, а брать какие-то сюжеты из жизни и делать из них христианские выводы". 

Время, отпущенное на встречу, подходило к концу, но вопросов не становилось меньше: очевидно, многие пытались разрешить свои внутренние проблемы.  Тогда отец Андрей предложил Марине Вениаминовне посетить молодежный клуб еще раз - и она, проявив свободу воли, согласилась.

Но ближайшая встреча участников молодежного клуба "Благо" будет посвящена Рождеству Христову. Она состоится в первое воскресенье наступившего года, 4 января, в 12:30. 

"Вода живая",
28.12.14