Митрополит Варсонофий совершил богослужения четверга 1-й седмицы Великого поста
В четверг 1-й седмицы Великого поста, 2 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней.
За богослужением также молились настоятель протоиерей Павел Красноцветов и духовенство собора.
Вечером правящий архиерей совершил Великое повечерие с чтением великого канона преподобного Андрея Критского в Троице-Сергиевой пустыни.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, игумен Герман (Горянчик) с клиром и другие священнослужители.
По окончании богослужения митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом.
Он призвал верующих преодолевать немощи и призывать Божию помощь, Царицу Небесную, преподобных Андрея Критского и Марию Египетскую, чтобы "они со своим опытом спасения души, приобретенным во время земного пути, помогли нам исправиться и достигнуть Царства Небесного".
Великий покаянный канон преподобного Андрея, архиепископа Критского, читается во время Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг первой недели по частям. Святой родился в Дамаске, а в VIII веке стал архиепископом острова Крит. В каноне 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого Завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются через чувства человека: повествование идет от первого лица.
Императрица Анна Иоанновна основала монастырь преподобного Сергия Радонежского в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены пятиглавый каменный собор Святой Живоначальной Троицы и кирпичные кельи. Следил за ходом работ знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель была закрыта в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны на территории монастыря стояла немецкая танковая дивизия. Но самые большие разрушения ему причинила советская власть. Во время хрущевской антирелигиозной кампании были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, церкви Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. К началу 2000-х насельникам удалось добиться передачи им в бессрочное безвозмездное пользование всей территории и помещений монастыря.
ИА "Вода живая",
02.03.17
За богослужением также молились настоятель протоиерей Павел Красноцветов и духовенство собора.
Вечером правящий архиерей совершил Великое повечерие с чтением великого канона преподобного Андрея Критского в Троице-Сергиевой пустыни.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, игумен Герман (Горянчик) с клиром и другие священнослужители.
По окончании богослужения митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом.
"Великий пост - время особого обращения к Богу, - сказал владыка. - В остальное время труднее уделять время душе - она часто подчиняется телу, которое устает, ложится на диван отдохнуть. А душа не знает, чем в это время заняться. Лучшее средство - молитва, она соединяет нас с Богом. Если тело отдыхает, то пусть душа молится. Сегодня мы нашли в себе силы встать с диванов, выйти из квартир и придти в храмы, чтобы настроить душу на покаянный лад".
"Покаяние - это средство, которое Господь нам дал, чтобы очищать себя, - продолжил архипастырь. - Есть и другие средства - например, милостыня. Она должна предшествовать нашим просьбам к Богу. Например, хорошо - посетить больного. Приходя в больницу, мы приходим ко Христу. Святитель Иоанн Златоуст учит, что Господь быстрее отвечает на наши просьбы, если мы творим милостыню".
"Пост должен быть духовный, - отметил правящий архиерей. - Нужно выйти за пределы пищевого ограничения. Обратить внимание, к примеру, на отношения в семье. Часто скорби бывают именно из-за положения человека в семье: муж страдает от жены, жена - от мужа, дети - от родителей и наоборот. Одни курят, другие пьют, третьи блудят. И все эти скорби несутся в семьи. Надо отходить от страстей. Как заставить людей это сделать? Конечно, за них нужно молиться. Их душа связана страстями и лежит во зле. Каждому человеку нужно избавиться хотя бы от тех страстей, которые на виду".
"Мы немощные, потому что в нас нет решимости совершать хотя бы небольшой подвиг. Преподобный Серафим говорил в XIX веке, что христиане не спасаются, потому что у них мало решимости, - напомнил владыка. - Хоть маленький подвиг нужно понуждать себя творить. Без понуждения мы остаемся немощными и не можем творить добрые дела. Господь нас постоянно испытывает - посылает скорби, искушения, испытания, чтобы очищать нашу душу. А мы не можем понять, почему идет эта череда испытаний. Потому что Господь хочет нас сделать лучше. Нам не видно, что с нами происходит, а Богу все видно. Он знает, что человека не спасти, если не дать ему искушения или испытания. Тогда он начинает уходить от грехового образа жизни и потихоньку меняется".
"Время поста нужно использовать для блага души. Отказаться от пищи намного проще, чем от страстей. Человек, который отказывается от искушений этого мира, живет Царством Божиим. На нем заметна печать Святого Духа. У духовного человека и лицо духовное, и взгляд, и речь, и поступки. Нужно стараться потихоньку от этого мира отходить. Все, что мы делаем в жизни, либо останется на земле, либо пойдет с нами в вечность. Нужно заботиться о том, что мы возьмем к Богу - поступки, добрые дела, характер. Время поста - для того, чтобы какие-то привычки в себе изгладить. Каждый знает свои слабости. С ними надо почаще приходить на исповедь, каяться в них и потихоньку исправляться. Нужно смотреть за своими страстями, а не за чужими. Если мы увидим, как живем, то ужаснемся. Сколь далеки мы от праведных людей, которые жили до нас и несли подвиги более строгого поста, будучи примерными христианами!" - заключил митрополит Варсонофий.
Он призвал верующих преодолевать немощи и призывать Божию помощь, Царицу Небесную, преподобных Андрея Критского и Марию Египетскую, чтобы "они со своим опытом спасения души, приобретенным во время земного пути, помогли нам исправиться и достигнуть Царства Небесного".
Великий покаянный канон преподобного Андрея, архиепископа Критского, читается во время Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг первой недели по частям. Святой родился в Дамаске, а в VIII веке стал архиепископом острова Крит. В каноне 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого Завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются через чувства человека: повествование идет от первого лица.
Императрица Анна Иоанновна основала монастырь преподобного Сергия Радонежского в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены пятиглавый каменный собор Святой Живоначальной Троицы и кирпичные кельи. Следил за ходом работ знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель была закрыта в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны на территории монастыря стояла немецкая танковая дивизия. Но самые большие разрушения ему причинила советская власть. Во время хрущевской антирелигиозной кампании были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, церкви Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. К началу 2000-х насельникам удалось добиться передачи им в бессрочное безвозмездное пользование всей территории и помещений монастыря.
ИА "Вода живая",
02.03.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей