Прошла конференция по христианской психологии

VI Всероссийская конференция "Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии" состоялась 4-5 февраля в СПбДА. Организаторы - духовная академия и Епархиальное общество православных психологов. Перед открытием иеромонах Феофан (Друганов) отслужил молебен на начало доброго дела.
Прошла конференция по христианской психологии

Иерей Феодосий Амбарцумов зачитал приветствие председателя епархиального ОЦБСС протоиерея Николая Брындина.


"Сегодня мы сталкиваемся со множеством проблем как духовного, так и психологического свойства - это и атомизация общества, и пропаганда греха, затмевающего человеческий рассудок, и огромный процент разводов. Вечное подменяется временным, ложное выдается за истинное. Со всеми этими и многими другими проблемами необходимо работать, и настоящая конференция - это отличная площадка по выработке общего мнения касательно заявленных вопросов. Необходимо также напомнить о том, что, по нашему глубокому убеждению, истоки нынешних острых проблем современности лежат не в политической, экономической, экологической, но как раз в духовной плоскости. Именно греховность человека привела к тому, что "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8:22). Следовательно, выход из любого как как глобального, так и локального кризиса может быть только духовным", - сказано, в частности, в приветствии.


Профессор СПбДА, председатель Епархиального общества православных психологов Лариса Шеховцова отметила, что в своих работах святитель Феофан Затворник часто обращался к теме богословского взгляда на природу человека, писал, что необходимо ввести и развить христианское направление в психологии, и общество православных психологов как раз этим и занимается: "Мы анализируем святоотеческое наследие и совмещаем его с данными современной психологии. Это основная задача нашего общества и цель встреч, которые мы проводим".

В первый день конференции основной темой сообщений стал вопрос семьи и брака. В своих докладах участники рассмотрели главные проблемы, с которыми сталкиваются многие современные семьи: измена, конкуренция за право главы семьи, зависимое поведение одного из супругов, вмешательство родителей и неправильное развитие отношений. Выходом из ситуации является совмещение знаний современной психологии с православным опытом духовной жизни. Также докладчики рассказали о преодолении семейных конфликтов на примерах из собственной практики.

Прозвучал также доклад аспиранта СПбДА, члена общества православных психологов протоиерея Георгия Пименова "Психология благотворительности. Мотивация к пожертвованиям на Святую Землю епископа Мефодия (Кульмана)".

После докладов обсуждение продолжилось в формате "круглого стола", ведущим которого выступил проректор по учебной работе СПбДА протоиерей Владимир Хулап. Он поделился с собравшимися информацией о проблемах, приводящих к распаду церковных браков. Член общества православных психологов Марина Брагина отметила, что во время кризисных этапов отношений супруги не должны замалчивать свои обиды, которые в последующем могут привести к разрушению семьи.

Второй день конференции участники посвятили обсуждению богословских и психологических аспектов личности. В прозвучавших докладах был дан подробный разбор самого определения личности, рассмотрена история формирования религиозно-философских представлений об этом понятии, а также представлен сравнительный анализ мнений святых отцов и учителей Церкви по этому вопросу.

"Нынешний день конференции посвящен теме личности, ее богословским и психологическим аспектам. Без сомнения, все, что связано с человеком, рано или поздно становится вопросом для обсуждения. А поскольку у нас есть свой взгляд на человека, то у нас должно быть и свое понимание личности. Для нас слишком дорого все то, что связано с человеком, потому что "нас ради человек и нашего ради спасения" Бог воплотился - стал человеком", - обратился к участникам конференции протоиерей Михаил Браверман.

Сложность и многогранность обсуждаемой проблематики показал в своем докладе "Теологические концепты "личность" и "межличностные отношения" как онтологическое основание современной православной богословской антропологии" доцент ПСТГУ Сергей Чурсанов. Центральная проблема при определения названных понятий, по мысли докладчика, - размывание христианского богословия под давлением мировоззренческого плюрализма. Это выражается в том, что в христианство привносятся понятия, которые до этого никогда не использовались, при этом происходит интеграция языческих или синкретических элементов в богословие. В качестве одного из способов защиты от подобного негативного влияния может быть подход, когда православное богословие основывается исключительно на Божественном откровении и Предании. Докладчик отметил, что при изучении Писания, постановлений Вселенских соборов и трудов святых отцов можно выделить следующие свойства личности: свободу, уникальность, целостность, открытость, способность к творчеству и возможность межличностного общения. Каждое из этих свойств имеет свое основание в тринитарном богословии и христологии, что в очередной раз подчеркивает наличие образа Бога в каждом человеке. Современная психология должна учитывать богословскую антропологическую модель личности и межличностных отношений при оказании помощи людям.

Прозвучали также доклады доцента кафедры теологии Российского государственного социального университета Розалии Руповой "Вероопределения Халкидонского Собора и их антропологические следствия", преподавателя Казанской духовной семинарии иеромонаха Романа (Модина) "Антропологические аспекты религиозно-философской системы А. Ф. Лосева", доцента МДА Михаила Ковшова "Образ бытия Божественных Ипостасей как основание православного богословия личности", преподавателя МДА иерея Сергия Фуфаева "Что открывает нам православное учение о личности", Ларисы Шеховцовой "Онтологический аспект личности", доцента СПбДА протоиерея Константина Константинова "Внутренний мир и конструкция мозга".

Обсуждение продолжилось в формате "круглого стола". Наиболее оживленную дискуссию вызвали тема феномена субъективности человека и вопрос момента непосредственного участия Творца при зарождении каждой личности. Часть научного собрания обосновывала мнение, что Бог непосредственно участвует в творении каждой личности; вторая группа отстаивала позицию, согласно которой Бог создал лишь механизм, по которому "личность" передается от родителей к ребенку. В итоге участники сошлись во мнении, что данный вопрос лежит вне компетенции человека и представляет собой некоторую тайну Божественного домостроительства. Также за круглым столом обсудили определение ипостаси и других терминов античной и христианской антропологии. В завершение каждый участник поделился своими впечатлениями о конференции.

В день памяти блаженной Ксении Петербургской, 6 февраля, участники конференции молились за Божественной литургией в храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице, после чего состоялась паломническая поездка в часовню блаженной Ксении Петербургской.

ИА "Вода живая",
06.02.20


Санкт-Петербургская духовная академия

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17

Упоминания в новостях