Началась программа празднований "Романовский юбилей в Феодоровском соборе"

Она включает вечера, встречи, концерты, представления книг.
Началась программа празднований "Романовский юбилей в Феодоровском соборе". Торжества открылись 23 марта конференцией "Феодоровский собор - храм-памятник династии Романовых", собравшей историков, клириков Санкт-Петербургской митрополии, прихожан и друзей прихода. Ведущим форума стал церковный историк Михаил Шкаровский. Молебен возглавил благочинный Центрального округа, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин.
 
Приветствуя участников встречи, настоятель собора протоиерей Александр Сорокин указал на удивительное совпадение: в 2013 году мы празднуем 100-летие с момента первого освящения собора и 400-летие династии, в честь которой он был построен. Отец Александр упомянул, что утверждена целая  программа празднований, включающая вечера, встречи, концерты, представления книг. 

Об истории создания собора рассказал главный специалист РГИА Никита Крылов. Он описал активную роль в создании храма "непотопляемого игумена" Феодоровского городецкого монастыря Нижнего Новгорода Феодосия. Идея организации в имперской столице монастырского подворья стала предметом сложных переговоров Министерства путей сообщения, Николаевской железной дороги, петербургского священноначалия, Священного Синода, нижегородских архиереев и даже самой августейшей особы. В стремлении построить подворье монахи победили многих "конкурентов", в том числе руководство Николаевской железной дороги (нижегородцы получили землю в этом районе города) и "Союз русского народа" (озвучивший идею создания святыни в честь 300-летия Дома Романовых). 

В качестве комментария протоиерей Владимир Сорокин поделился недоумением относительно характера деятельности нижегородцев. В стремлении создать в Санкт-Петербурге свой храм они нарушали нормы канонов, прямые и категоричные указания священноначалия. Природа этой настойчивости не всегда была сугубо духовной: нижегородская обитель нуждалась в источнике средств для своих образовательных и социальных инициатив.
 
О жизни и творчестве архитектра собора Степана Кричинского рассказала специалист КГИОП, кандидат исторических наук Елена Исакова. Мастер был приверженцем неорусского стиля. Собор стал первым его творением, созданным в этой традиции. Зодчий творчески скопировал элементы ростовской и костромской средневековой архитектуры, реализовав их принципы при создании Романовского подворья (так изначально назвали храм). Кричинский считал, что архитектура влияет на сознание человека, быт и культуру, а в поисках национального самосознания надо строить здания в русском стиле. 
 
Историк Борис Антонов рассказал о своей работе над сочинением, посвященным событиям предвоенного 1914 года, сумев за небольшое отведенное время дать характеристику всей эпохе. Он поделился находками, сделанными в ходе работы над книгой.
 
Первым годам существования собора посвятила доклад ведущий научный сотрудник ЦГИА Наталья Колышницына. Она красочно описала некоторые бытовые стороны существования храма до его закрытия. Было зачитано обращение настоятеля архимандрита Алексия к губернатору города с жалобой на поведение извозчиков и водителей военно-автомобильного полка. Они использовали площадь перед соборам как место стоянки. Грубая брань, клубы табачного дыма, обилие повозок и машин у собора - все это осложнило жизнь клира и прихожан. Городское руководство не нашло иного выхода, как окружить собор колючей проволокой и разместить рядом пост полиции. 

О жизни прихода в послереволюционное время (1918-1932) рассказала заведующая научным отделом Центрального госархива Санкт-Петербурга Надежда Черепнина. Ее доклад был посвящен, в основном, судьбе здания и прилегающих территорий при советской власти.

Членом приходского совета а те годы являлась мученица Екатерина Арская, чьей судьбе посвятил свой доклад протоиерей Вячеслав Харинов. Материалы о святой еще в советское время стал собирать ее внучатый племянник Дмитрий. Они переданы в приходской музей храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице и стали одним из основных  элементов его экспозиции. 

Тему судеб прихожан Феодоровского собора во время гонений продолжил главный архивист ЦГИ Михаил Шкаровский. Он рассказал о мученических судьбах клира, наиболее активных прихожан и членов Александро-Невского братства.

О первых годах жизни возрожденной общины собора рассказал протоиерей Владимир Сорокин. По его мнению, тот факт, что храм сохранился, является чудом: весь ход истории общества в XX веке вел к тому, чтобы он был полностью уничтожен. Отец Владимир рассказал, что в годы обучения в духовной академии общался с инспектором Львом Парийским, который некоторое время был псаломщиком собора до его закрытия, а также поведал о своих спорах с мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком о возвращении полуразрушенного здания Московской Патриархии (о желании обосноваться в нем заявляли и некоторые группы, именующиеся "альтернативными Православными Церквами"). Чтобы не допустить этого, священник взял на себя функции настоятеля нарождавшегося прихода и обязательства по восстановлению здания. А ведь в скудные 1990-е годы сама мысль о реставрации казалась невероятной. Усилиями отца Владимира храм был поставлен на учет как нововыявленный памятник культурного наследия.

В конце конференции была представлена книга "Время разрушать и время строить. История храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге". Ее авторы - настоятель храма протоиерей Александр Сорокин и издатель Александр Зимин - рассказали об основных вехах истории собора. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом и написана чрезвычайно живым языком. Издание стало первой частью трилогии. Во втором томе серии будет собрана информация о художественном убранстве верхнего храма собора. Третий том будет посвящен нижнему храму и вкладу в его украшение архимандрита Зинона (Теодора). Новые тома выйдут до конца юбилейного года. 

Празднования продолжились 25 марта. В этот день публику ждала встреча с уникальным музыкальным коллективом "Солисты Екатерины Великой" по руководством Андрея Решетина. Ансамбль отрыл цикл вечеров "Романовы в музыке", в котором прозвучит забытая придворная музыка XVIII века. 

"Вода живая",
25.01.13