XV международные академические Свято-Троицкие чтения прошли с 27 по 30 мая в Русской христианской гуманитарной академии.
Их открыл начальник городского отдела по связям с религиозными организациями Владимир Иванов. "Академический характер конференции не умаляет ее важности для общества. Мысли, идеи, которые рождаются в диалоге научного сообщества, Церкви, конфессий имеют большое значение для нашего города. Мы дорожим этой площадкой для государственно-церковного и церковно-научного диалога", - сказал он.
Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. "Замечательно, что в нашем городе на протяжении многих лет проходит содержательное общение людей, принадлежащих к разным областям гуманитарного знания, к разным научным направлениям и социальным группам, вероисповеданиям. С радостью хотел бы отметить, что несмотря на многочисленные веяния, способствующие отдалению людей друг от друга, возникают условия для плодотворного межличностного, межкультурного, межрелигиозного диалога. Это особенно важно в наши дни, когда объединенные усилия представителей науки, образования, власти, духовенства, гражданского общества столь необходимы для достойного ответа на вызовы, с которыми столкнулось наше Отечество", - сказано в обращении.
Владыка отметил тот факт, что чтения впервые проходят при организационном участии Центра духовно-нравственного просвещения и межрелигиозного диалога, созданного при поддержке Санкт-Петербургской митрополии на базе РХГА. "Работа участников чтений станет примером того, как взаимоуважительная дискуссия, живое действенное спасительное слово порождают искреннюю братскую приязнь, помогают выработать общее понимание истины и справедливости, принципы совместной работы", - говорится в послании правящего архиерея.
Пленарное заседание открылось докладом ректора Минской духовной академии архимандрита Сергия (Акимова). Он рассказал о проблематике веры в богодухновенность Священного Писания с учетом современных знаний о влиянии на авторов книг Библии древневосточной литературы. Как же стоит понимать богодухновенность Писания? Священные тексты имеют двойное авторство: Бога и человека. "Священный текст писался не под диктовку свыше. Он рождался человеком под действием благодати Божией", - сказал отец Сергий. По его словам, именно этот факт обуславливает то, что книги Библии несут на себе влияние не только соседних культур, литературы окружающих народов, но и характера самого автора-человека. "Сравнивая Писание с Богочеловеком Христом, важно вспомнить про родословную Господа. Текст тоже имеет свою родословную, которая, как родословная человека, восходит в итоге к Божественному источнику", - подчеркнул отец Сергий.
Ректор РХГА Дмитрий Богатырев представил доклад "Постсекулярная гипотеза и особенности российской постсекулярности". По его мнению, наибольшой вклад в распространение гипотезы о постсекулярности внес немецкий философ и социолог Юрген Хабермас. Секулярная эпоха следовала за клерикальным Средневековьем, где Церковь и религия были центром и стрежнем культуры. Секуляризация вытеснила религию на обочину жизни, маргинализировала ее. Постсекулярность же - возвращение влияния религии при продолжающейся секуляризации. Протекание этих процессов в России отличается от того, как они происходили в западном обществе. Во-первых, наше политико-правовое сознание находится под влиянием византийского архетипа с его сакрализацией исполнительной власти, во-вторых, секуляризация в России в советское время носила не скептический, а догматический, фактически религиозный характер. Докладчик рассказал также, какие, по его мнению, существуют угрозы для России в постсекулярном мире: "Во-первых, это тотальный мультикультурализм, угрожающий потере национальной идентичности, во-вторых - клерикализация общества, превращение Церкви в идеологический отдел госаппарата".
Доклад Михаила Смирнова, доктора социологических наук, профессора Ленинградского государственного университета имени Александра Пушкина, назывался "Религиоведение - призвание или профессия?". В иронической форме был поставлен вопрос о том, чем должен обладать человек, чтобы называться религиоведом. Профильным образованием, публикациями в научных журналах, признанием коллег? Выступать как профессионал в исследовательской и преподавательской ипостасях? Но профессия может существовать и без четкого приложения профессиональных усилий. В любом обществе, считает Михаил Смирнов, существует необходимость в адекватном понимании религии. Для этого и нужна профессия религиоведа, в этом ее призвание. "Религиовед - как овод, который жалит общество, не давая ему впасть ни в сладкий сон о религии, ни в кошмарный - о ней же", - заключил он.
На секциях, семинарах и "круглых столах" обсуждались проблемы философии, культурологии, шел разговор о сектах как объекте исторического и теоретического исследования. Говорилось об образовании и педагогике в современном мире, о роли духовного наследия национальной культуры в период кризиса исторического сознания, о биоэтике, взаимоотношениях Церкви и общества. В фойе актового зала открылась фотовыставка "Межконфессиональный Петербург". В заключение чтений прошел семинар о феномене анархизма и его понимании в XXI веке. Большая часть докладов была посвящена философии Михаила Бакунина.
Свято-Троицкие чтения - ежегодный форум, включающий научно-теоретические и практические мероприятия, направленные на осмысление истории и современных проблем религии, культуры и образования в ценностно-гуманитарной перспективе. Программа чтений включает ряд научных и культурных событий, среди которых: научная конференция, секционные заседания, научно-практические и научно-методические семинары, дискуссии.
ИА "Вода живая",
30.05.15
Раздел:
ИА "Вода живая"