Конференция "Человек эпохи Апокалипсиса" прошла в Санкт-Петербурге

Межконфессиональная теологическая конференция "Человек эпохи Апокалипсиса" состоялась 26 сентября в лютеранской церкви святых Петра и Павла (Петрикирхе).


В конференции приняли участие клирик Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Федоров, представитель архиепископа Союза Евангелическо-лютеранских Церквей в Северо-Западном регионе пастор Михаэль Шварцкопф, настоятель общины святой Екатерины на Васильевском острове пастор Антон Тихомиров, священник и преподаватель семинарии Римско-католической Церкви Алехандро Хосе Карбахо Олеа, диакон Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Евгений Михайлов и преподаватель религиоведения в РГПУ Алексей Гайдуков. Ведущей вечера стала председатель евангелической общины святой Екатерины Эльвира Жейдс.

Предметом обсуждения стали эсхатологические вопросы богословия, взгляды на соотношение веры и демагогии, религии и идеологии, истоки межкультурных и религиозных конфликтов, проблемы поиска дискурса между верующими и неверующими людьми, возможность плюрализма и другие вопросы.

Пастор Антон Тихомиров рассказал о своем опыте проведения теологического семинара в лютеранской общине Казахстана.

"Свою главную задачу в Церкви вообще и на этом семинаре в частности я вижу в том, чтобы наладить диалог с людьми, которые нас окружают, - сказал он. - Мой недавний опыт проведения семинара в лютеранской общине Астаны среди консервативно настроенной публики показал, что темы эсхатологии вызывают особенные споры. В эсхатологии богословские догматы представлены в наименьшей степени, здесь меньше всего ясности. Дискуссии со слушателями семинара показали, насколько глубоко в нас сидят фильтры, очки, при помощи которых мы читаем Евангелие и которые не позволяют нам увидеть то, что находится за пределами узкого поля, которое мы себе создаем. Очень распространена неспособность или ограниченная способность принять новый взгляд. Я пришел к выводу, что нам не хватает внутри и вне Церкви языка, способностей донести то, что мы думаем, до людей. Здесь есть огромные барьеры: во-первых, священники в Церкви очень часто говорят на своем особом сугубо церковном языке, используют сугубо церковные понятия: благодать, спасение, следование за Христом и другие, которые людям вне Церкви абсолютно ничего не говорят. Тем не менее этот барьер мы понимаем и пытаемся его преодолеть. Вторая проблема более тяжелая и заключается в том, что люди, находящиеся вне Церкви, ожидают от нас, что мы будем говорить именно на таком языке. Много раз я сталкивался с людьми, которые способны очень творчески, свободно истолковывать философские тексты, поэзию, прозу и живопись, но как только они сталкиваются с религиозным текстом, то превращаются в закаменелые статуи. То есть для большинства людей религия - это набор догматов, от которых нельзя отойти ни на шаг. Как научить людей тому, что вера, богословие, религия - это тоже творчество, свобода и размышление, для которого не задано заранее каких-то особых жестких границ, - это самая большая проблема. Это то направление, с которым мы должны работать".

Протоиерей Владимир Федоров отметил, что главный вопрос современной Церкви в том, на каком языке разговаривают священники, что слышат от них люди и что они понимают. В богословии совсем не так, как в математике и других точных науках: все строится не на дефинициях, а на образах, потому что богословие - это образное мышление. "Мы пытаемся описать тайну, и в этом нам не поможет математическая логика, а только образы. Описание тайны должно быть на образном языке, и он всегда будет актуальным", - сказал отец Владимир.

По его мнению, основное напряжение, существующее в обществе, не является межконфессиональным, межрелигиозным, либерально-консервативным, это напряжение между мракобесием и просвещением. Мракобесие в русском языке - это активное начало, бесовщина. Человек может быть одержим мраком. Когда нет света, человек становится безумен. Просвещение - это глубоко христианский термин: Христос просвещает всех светом правды, зажигает свет разума. Откровение возможно только тогда, когда появляется свет. За последние несколько столетий это христианское понятие оказалось искажено рациональным подходом, принятым в эпоху Просвещения. Конфликт между мраком и светом существует внутри каждой конфессии, недаром хороший православный богослов понимает хорошего католического священника с полуслова, а если два православных священника находятся на разном уровне образования, то могут считать друг друга еретиками.

"Сегодня очень важно умение прочитать священный текст, поскольку только через толкование нам что-то открывается. В современном мире не хватает общения, обмена толкованиями. Тот, кто ищет истину, - ищет Бога независимо от того, сознает он это или нет. Чтобы было просвещение, нужен свет Христов. Для меня свет Христов - это поиск того языка, на котором я могу свой религиозный опыт передать. Я могу передать только то, чем я владею, - свой внутренний опыт", - сказал отец Владимир.
 
Представитель Римско-католической Церкви священник Алехандро Хосе Карбахо Олеа рассказал, что на его родине, в Испании, Церковь в свое не смогла найти подходящий язык для общения с молодежью, поэтому большинство людей его поколения и моложе потеряны сегодня для Церкви.

Важность правильного диалога с паствой подчеркнул и диакон Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Евгений Михайлов. По его словам, проповедник, общаясь с паствой, зачастую отвечает на те вопросы, которые сам себе поставил, а не на те, которые интересуют людей.
 
"Есть разные уровни истины, - сказал отец Алехандро Хосе Карбахо Олеа. - Понятие Откровения по-разному трактовали в XII веке и сегодня. Толкование истины меняется со временем".  

"Плюрализм хорош тогда, когда он является следствием учености, а не недоученности, - добавил диакон Евгений Михайлов. - Хорошо, когда мнений много, если эти мнения квалифицированные".

Участники конференции сошлись во мнении, что главной задачей священника является поиск формы, в которой можно будет донести до людей Евангелие.

ИА "Вода живая",
26.09.15