Встреча с протоиереем Михаилом Браверманом прошла в рамках книжного салона

Встреча с протоиереем Михаилом Браверманом "Троица: смысл и предрассудки" состоялась 25 мая в Михайловском манеже в рамках XII Санкт-Петербургского международного книжного салона. 

Организатором мероприятия выступило издательство "Никея", которое впервые участвует в Санкт-Петербургском книжном салоне. Вела встречу петербургский представитель ИД "Никея" Анна Ершова.

Отец Михаил начал беседу с рассуждения о смысле праздника Вознесения Господня, который в нынешнем году пришелся именно на этот день. 

"Господь Иисус Христос после Воскресения сорок дней провел на земле и много говорил со своими учениками, будущими апостолами. О чем он говорил? О Царствии Небесном".
 
Отец Михаил подчеркнул, что сидение Иисуса Христа в Царствии Небесном "одесную Отца" надо понимать символически, поскольку Бог Отец не имеет "сторон", Он бесплотен, и пусть никого не смущают многочисленные антропоморфные определения в Ветхом Завете: человек вынужден пользоваться несовершенным человеческим словарем. Господь же Иисус Христос вознесся на Небо Своею пречистою Плотью, обожив ее. Отец Михаил привел слова преподобного Иоанна Дамаскина: "Плоть Господня никогда не существовала сама по себе, не была кем-то иным, помимо Бога Слова, и она не действовала отдельно от Него". 

"Сын Божий стал навсегда Сыном человеческим и всегда пребывает с нами, о чем говорит: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Господь с нами пребывает в Святом Духе, прежде всего - в церковных Таинствах".
 
Протоиерей Михаил Браверман также привел слова святителя Григория Богослова: "Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание". При этом Святой Дух тоже был всегда, недаром в Символе веры Он называется "глаголавшим пророки". 

Анна Ершова спросила отца Михаила о смысле и полезности некоторых народных обычаев: нужно ли на Троицу украшать храм березовыми ветками и застилать пол травой, можно ли на Троицу посещать кладбища. Отец Михаил ответил, что украшать храм ветвями и травой - правильная традиция, поскольку зеленый цвет символизирует Святого Духа - Господа Животворящего. 

Что касается обычая посещать кладбища не только на Троицу, но и на Пасху, эта традиция укрепилась в советское время, когда у людей не было храмов, - поэтому они приходили на кладбища. Сменилось несколько поколений, люди забыли, зачем это нужно делать, но продолжают. Есть накануне Троицы специальный день поминовения усопших, Троицкая родительская суббота. Вот в этот день можно посетить кладбища и навестить могилы родных и близких, но, разумеется, после богослужения. 

На вопрос, обязательно ли женщине носить в храме платок, отец Михаил подчеркнул, что не только платок, но и запрет для женщин ходить в храм в брюках не являются чертами "истинного православия". Во Второзаконии (Втор. 22) действительно содержатся слова, что мужчинам запрещается носить женскую одежду, а женщинам мужскую, но понимать эти слова как запрет женщинам носить брюки по меньшей мере странно, поскольку в те времена брюк не носили и мужчины. Имеется в виду не определенный вид одежды, а то, что нельзя вводить в заблуждение по поводу своего пола.

Что касается платков, то слова апостола Павла о том, что женщина должна покрывать голову, касались реалий Коринфа две тысячи лет назад, а не нынешнего времени. В Греции, стране, где не прерывались православные традиции, женщины-христианки платков не носят, а если там идет женщина в платке - это мусульманка. 

Прозвучал и вопрос, можно ли сидеть во время богослужения. Священник ответил, что если человеку тяжело стоять, если он плохо себя чувствует, сидеть не только можно, но и нужно, и привел слова преподобного Амвросия Оптинского: "Лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о ногах".

Говоря о смысле праздника Троицы и о троичности Божества, отец Михаил подчеркнул, что осмысление учения о Троице привело к тому, что изменились и представления о человеке, о том, каков смысл утверждения, что человек есть образ Божий. В греческой философии и религиозной мысли не было понятия "личность", отметил священник. Оно пришло из богословия в процессе осмысления троичности.

В ходе встречи Анна Ершова представила книги издательства "Никея", в том числе и авторства протоиерея Михаила Бравермана. Режиссер Алена Поликовская рассказала о том, как открыла для себя творчество отца Михаила как художника и использовала его картины для второй серии фильма "Теологоразведка". 

ИА "Вода живая",
25.05.17