Состоялась презентация книги "Евангелие-Апракос"

Презентация новой богослужебной книги "Евангелие-Апракос. Евангельские чтения на каждый день согласно церковным зачалам по-церковнославянски и по-русски" состоялась 20 сентября в духовно-просветительском центре Феодоровского собора. Книга издана в рамках "Издательской программы Феодоровского собора".

В презентации участвовали настоятель протоиерей Александр Сорокин и профессор СПбГУ, доктор филологических наук и специалист в области изучения славянских библейских рукописей Анатолий Алексеев.

"Апракос" переводится с греческого как "недельный" и означает круг, состоящий только из воскресных (недельных) чтений, - рассказал отец Александр. - Порядок чтений за богослужениями в нашей Церкви совсем не такой, как в привычном каноническом издании Нового Завета, где есть Евангелия от Матвея, от Луки, от Иоанна и от Марка. Мы открываем календарь и смотрим, какие главы полагаются для чтения в этот день, но вряд ли мы задумываемся, откуда взялось это "расписание". Оно сформировалось в древности и представляет собой порядок чтений, начинающийся от Пасхи. На Пасху читается не Евангелие от Матвея, с которого начинается Новый Завет, а Евангелие от Иоанна: "Вначале было Слово...". Есть и другой круг - неподвижных праздников. И вот эти все наслаивающиеся друг на друга круги чтений составляют всеобъемлющий полный календарь чтений Священного Писания за богослужениями Православной Церкви. Все Евангелие таким образом прочитывается, но не совсем так, как мы привыкли, открывая издание Нового Завета на протяжении многих веков".

Анатолий Алексеев пояснил, когда появился, практиковался и вышел из употребления апракос: "Когда возникли христианские общины, то богослужения начинались по окончанию субботы - с заходом солнца. В это время начинается первый день недели, посвященный Воскресению Иисуса Христа. Это и был первый день недели христианской традиции, когда кончалась суббота и начиналось христианское торжество, состоящее из застолья. Так продолжалось долго. В IV веке христианство перестало быть гонимой религией, христианские общины стал развиваться, и на субботу тоже было назначено праздничное чтение. Краткий апракос содержит чтения для субботы и воскресенья, читаются события, связанные с этими днями".

Библеист рассказал, что существует два календаря - лунный и солнечный. По лунному календарю жил Вавилон и весь Восток, на него до сих пор опирается мусульманская традиция. Расчет дней происходит по фазам Луны. Лунный месяц содержит 28 дней. Солнечный календарь возник в Египте у египетских жрецов. Это более сложный календарь, в нем 31 день. Краткое "Евангелие Апракос" построено по лунному календарю, в нем чтения для субботы и воскресенья всего года начинали от Пасхи. Есть также полная форма "Евангелия Апракос" для всех дней между субботами и воскресеньями. Субботние и воскресные чтения выбраны в смысловом порядке - как более важные и единые по своей форме. Когда создали полный Апракос, то просто разделили все Евангелие равными частями на все дни церковного года. Цель составителей - чтобы в течение года было прочтено все четыре Евангелия и Апостольские деяния. "Каждодневное чтение - это был принцип христианства. Реализация этого принципа происходила в зависимости от исторических условий. Так постепенно весь Новый Завет превратился в читаемую многократно книгу в течение года. Ветхий Завет тоже читается, хотя и не все книги целиком", - сказал Анатолий Алексеев.

На вопрос, почему апракос вышел из употребления, Анатолий Алексеев ответил, что это было связано с распространением книгопечатания. А предыстория такова - в 1204 году после взятие крестоносцами Константинополя образовались автокефальные Сербская и Болгарская Церкви. Они отказываются от употребления константинопольских книг и переходят на иерусалимскую практику. В Иерусалиме никогда не создавали сложную систему апракосов, поскольку община была маленькая. А от сербов и болгар эта традиция быстро перешла на Русь: "Мы вернулись к четырем Евангелиям в эпоху книгопечатания - ведь можно обеспечить большое количество книг и снабдить их таблицами, это была экономия силы. Если у вас приходская церковь, вам нужно гораздо меньше, чем полный объем четырех Евангелий. Четыре Евангелия подходят на все случаи жизни", - заключил библеист.

ИА "Вода живая",
20.09.20


Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых

191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер A

Упоминания в новостях

Все новости