Состоялась экскурсия "Рафаэль. Версии. В темноте"

В Музее Академии художеств в рамках выставки "Рафаэль. Версии" 26 августа прошла особая экскурсия - "Рафаэль. Версии. В темноте": посетители прошли по выставке с закрытыми глазами в сопровождении незрячего гида.

Желающих приобрести новый опыт восприятия произведений искусства встретила куратор инклюзивных программ музея Марина Абаджева и слабовидящий экскурсовод Андрей Савочкин. Всем раздали черные маски для глаз. Поскольку маски просвечивают, для полноты ощущений было предложено закрыть глаза.

Андрей объяснил, что передвигаться группа будет цепочкой, каждый должен положить правую руку на правое плечо предыдущего - так никто не потеряется. Для начала группа прошла в актовый зал, где Андрей кратко рассказал об истории Императорской академии художеств, объяснил, что в этом зале всегда проходят торжественные мероприятия, в том числе вручение дипломов, и описал облик зала: высоту потолков, что изображено на плафоне. Участникам предложено было познакомиться на ощупь с резными боковинами скамеек, на которых изображены лавровые ветви и ленты. Затем группа подошла к окну, и гид рассказал, что можно увидеть в окне. Рядом находился рояль, и каждому было предложено извлечь любой звук и послушать, как он распространяется в пространстве. Андрей объяснил, что для незрячего человека очень важен слух - он во многом заменяет ему зрение.

Группа проследовала в Тициановский зал, где все познакомились со специально изготовленными объемными копиями икон-картин Рафаэля "Сикстинская мадонна" и "Мадонна в кресле". Андрей объяснял, что можно "увидеть" на картине с помощью пальцев, рассказывал про их композицию и некоторые детали.

Далее посетители исследовали на ощупь гипсовую копию скульптуры "Мертвый мальчик на дельфине" - оригинал выполнен из мрамора учеником Рафаэля скульптором Лоренцо Лоренцетто (1490-1541) по рисунку великого мастера и находится в Эрмитаже. Андрей рассказал дошедшую до наших дней древнюю легенду о дружбе мальчика и дельфина: дельфин подплывал к берегу и играл с мальчиком; однажды он посадил его к себе на спину и уплыл далеко в море, разыгрался шторм, и мальчик утонул; дельфин принес тело мальчика к берегу, сам выбросился на песок и умер. Экскурсовод подчеркнул, что, несмотря на печальный сюжет, статуя проникнута гармонией и рождает чувство умиротворенности.

В завершение участникам было предложено - по-прежнему вслепую - нарисовать вазу с цветами. Их подвели к мольбертам с бумагой, в специальном отделении лежали цветные мелки. По окончании всем разрешено было снять маски и посмотреть на результаты своих трудов: получившиеся рисунки выглядели довольно забавно. Некоторые участники признались, что восприятие картин и скульптуры с помощью пальцев было для них очень сложным, они не смогли составить цельное впечатление, но все отметили, что опыт знакомства с произведениями искусства на ощупь был для них неожиданным и полезным.

В беседе с корреспондентом ИА "Вода живая" Андрей рассказал, что он слабовидящий с рождения, ходил на лекции художника Юрия Нашивочникова (род. в 1922 году), который разработал уникальные методики для обучения незрячих рисунку и живописи. Был приглашен в проект "Мир на ощупь" - интерактивное пространство, где посетители знакомятся с миром, как его ощущает незрячий человек. Сама идея такого пространства родилась в Германии в конце 1980-х, движение стало развиваться и в других странах, в 2015 году пространство "Мир на ощупь" открылось в Санкт-Петербурге.

Марина Абаджева рассказала, что в 2019 году участвовала в инклюзивном фестивале в Москве и попала на подобную экскурсию к незрячему гиду Евгении Малышко. Так появилась идея организовать аналогичные программы в Музее академии художеств, причем использовать объемные макеты не только для незрячих, но и для зрячих, чтобы расширить их восприятие. Евгения Малышко приехала и провела первую экскурсию. Экскурсии "вслепую" на выставке "Рафаэль. Версии" проводились с мая в течение лета. Выставка скоро закрывается, но этот опыт будет продолжен и на других выставках.

ИА "Вода живая",
26.09.21