Выставка, посвященная Альбрехту Дюреру, открылась в Эрмитаже

В Николаевском зале Зимнего дворца 7 декабря открылась выставка "Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения". Представлены 400 экспонатов из собраний Эрмитажа, Музея истории искусств имени Александра Пушкина, РНБ, Третьяковской галереи и Ярославского художественного музея - резцовые гравюры и ксилографии, эскизы церковных витражей, штудии к живописному алтарю, наброски к гравюре и портреты.

Куратор выставки, научный сотрудник Эрмитажа Наталья Сэпман рассказала, что экспозиция состоит из двенадцати разделов. Рисунки Дюрера отличаются широким диапазоном тем, представлены традиционные и новые сюжеты, религиозные, античные и светские мотивы. Значительное количество произведений Дюрер выполнил мелом и углем, но любимым инструментом рисовальщика было перо: оно позволяло художнику играть с линией наиболее виртуозно и свободно.

Рассказывая о серии гравюр "Страсти Христовы", куратор выставки и хранитель коллекции немецкой гравюры XV-XVIII веков Светлана Мурашкина отметила, что в эпоху Средневековья и Возрождения это была популярная тема, к которой обращались все художники. В раздел входит несколько серий - ксилографии (гравюры на дереве) "Большие страсти" и "Малые страсти", а также гравюры на меди. 

"Немецкое Возрождение более религиозное, чем итальянское, гуманистическая культура тесно связана с религией, - пояснила куратор. - Идеи обновления веры были сильны в то время. Вообще эпоха, в которую жил Дюрер, была бурная, шли крестьянские войны. У крестьян на знаменах было нанесено изображение распятого Христа - идея, что все равны, для них прозвучала политически. Страсти Христовы - центральная часть немецкого Возрождения. Дюрер шесть раз обращался к этой теме. "Малые страсти" более повествовательные, серия начинается с грехопадения. "Страсти" на меди - более драматические и контрастные, выхватывающие маленькие детали. Удивительная фантазия Дюрера била ключом, ему было не остановиться. Каждый раз, обращаясь к теме Страстей, он делает ее по-новому с точки зрения композиции и драматических решений".

Выпуская серию "Апокалипсис", Дюрер задумывает ее как книгу - на оборотной стороне листов напечатан текст Откровения Иоанна Богослова, и перед зрителями предстают два равноценных рассказа: в тексте и изображениях. Художник создал очень большие гравюры для ксилографии того времени, позволяющие зрителю полностью погружался в происходящее. Художник соединяет фантасмагорическую реальность, поднимая зрителя на небеса и показывая, например, битву архангела Михаила с драконом, с удивительно точной передачей реальных предметов. В результате зритель верил во все, что происходит на его гравюрах. "Святой Иоанн, который постоянно оказывается в этих гравюрах, не просто свидетель, а сам участвует в этих видениях. Апокалипсис - это не о том, что все плохо, а наоборот, он заканчивается хорошо - мир разрушен, и появляется Небесный Иерусалим, изображенный на гравюре как германский город XV века. Это, по сути, олицетворение обновления, которого ждали и которое впоследствии наступило в религиозной жизни Германии. Гравюры были настолько яркими и необычными, что навсегда остались в истории искусства. Самая известная гравюра этой серии - "Всадники Апокалипсиса", их копировали во всех изображениях "Апокалипсиса" XVI-XVII вв., они даже проявляются в росписях русских церквей, например Успенского монастыря в Тихвине или церкви Илии пророка в Ярославле", - рассказала Светлана Мурашкина.

Дюрер привносит в ксилографию новое понимание характера линии. Разделение на два типа линий - контур для определения границ предметов и штриховка для передачи светотени и достаточно условной трактовки поверхности - исчезает в его работах. Контур объединяется со штриховкой в единое целое. Линии перестают быть жесткими, негнущимися и "одеревенелыми", штриховка становится более разнообразной и передает не только форму предмета, но и характер его поверхности - текстуру дерева или структуру тесаного камня.

Резцовая гравюра (гравюра на меди) - техника, которую Дюрер любил и занимался ею в течение всей своей жизни. В 1504 году, когда он достигает пика своего мастерства, художник выполняет гравюру "Адам и Ева". Она создана с расчетом на итальянский рынок, там указана его полная подпись - что большая редкость. Цель гравюры - идеальное изображение пропорций человеческого тела. Кроме того, там изображены четверо животных как символы четырех темпераментов. Бытовало представление о том, что когда человек находился в раю, все темпераменты были в гармонии, но после изгнания из рая люди потеряли эту гармонию, один из темпераментов начал преобладать, и отсюда все беды человечества. По сути, гравюры - это черные линии на белом фоне, но произведения Дюрера вызывают ощущение почти живописной поверхности, позволяют почувствовать фактуру, он добивается удивительного эффекта мягкого мерцания поверхности человеческой кожи.

Одна из самых известных его работ, "Носорог", стала сенсацией в 1515 году. Носорога привезли в Лиссабон в подарок португальскому королю из Гоа. Живого носорога не видели в Европе уже очень давно, и европейцы сомневались, что это животное вообще существует, а не является плодом фантазии античных авторов. Подтверждение правдивости античных сочинений стало очень важно, потому что эпоха Ренессанса - это возрождение античных традиций. Носорог затонул на корабле, отправившемся в Рим, в результате шторма, но весть о нем распространилась по Европе. Лишь по описанию носорога, никогда не видя животного, Дюрер создал гравюру. Фантазия смешалась с реальностью, и носорог стал воплощением силы и мощи на несколько столетий подряд. Созданный художником образ стал сильнее реальности, его стали изображать не только в прикладном искусстве, но и в научной литературе.

Альбрехт Дюрер - один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения, прославившийся, в первую очередь, своими графическими произведениями. Его художественное наследие включает почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и около 400 книжных иллюстраций. Дюрер сумел поднять гравюру на новый уровень, придав ей ту степень художественной свободы, которой не знало это искусство до него. Дюрер стал первым мастером, освоившим все графические техники своего времени. Расцвет деятельности Дюрера как автора ксилографий приходится на 1509-1511 годы, когда он выпускает три, как он сам их называет, "Большие книги": переиздает "Апокалипсис", снабдив его титулом, издает "Большие Страсти" и "Жизнь Девы Марии", добавив в них несколько новых гравюр, а также создает "Малые страсти" - самую большую серию, состоящую из 37 листов. Дюрер активно экспериментировал в самых разных техниках рисунка. В его арсенале рисовальщика были серебряный карандаш, уголь, черный мел, перо, акварель и гуашь. Он создавал свободные наброски, проработанные штудии для картин, эскизы для витражей и пластики, портреты, пейзажи, а также построения пропорций и перспективы. Именно с творчества Дюрера появляется понимание ценности гравюры как искусства.

Выставка продлится до 28 марта 2022 года.

ИА "Вода живая",
07.12.21