Иеромонах Никодим (Хмыров) выступил на форуме в СПбДА

Клирик Троице-Сергиевой Приморской пустыни, доцент кафедры теологии РХГА иеромонах Никодим (Хмыров) 8 декабря выступил с докладом "К вопросу о материальном обеспечении русских православных приходов и общин Германии в 1920-1930-е годы" на форуме "Государство и религия: пути диалога", прошедшем в СПбДА, в рамках секции "История государственно-конфессиональных отношений".
Иеромонах Никодим (Хмыров) выступил на форуме в СПбДА

К началу Первой мировой войны Русская Православная Церковь обладала в Германии значительной собственностью: около 36 храмов, домов и земельных участков. Однако численность православных верующих оставалась небольшой. Ситуация изменилась после Октябрьской революции 1917 года и окончания Гражданской войны в России: многие из тех, кто вынужден был покинуть Россию, прибыли в Германию. 1922-1923 годы наблюдался пик наплыва беженцев из России. На немецкой земле поселилось около 600 тыс русских эмигрантов. Центрами русской православной эмиграции в Германии были Берлин, Мюнхен, Лейпциг, Дрезден, Гамбург, Висбаден, Баден-Баден.

К началу 1930-х православные общины не имели единого управления и принадлежали к трем юрисдикциям Русской Церкви: Московскому Патриархату, Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) и Экзархату Вселенского Патриарха во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским). Постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ от 1 июля 1926 года территория Германии была выделена в самостоятельную епархию и главой ее, епископом Берлинским и Германским, назначен Тихон (Лященко). К 1935 году в стране имелось четыре "карловацких" прихода (то есть прихода РПЦЗ). "Евлогианских" общин было больше - 9 приходов и 4 незарегистрированные общины . Существовал также единственный приход Московской Патриархии в Берлине.

Далеко не у всех приходов имелись храмы. Приходилось искать помещения для совершения богослужений; под храмы приспосабливались квартиры и даже сараи (в лагерях для интернированных). Согласно исследованию Михаила Шкаровского, на территории межвоенной Германии православные богослужения регулярно совершались в 80 приходах и общинах.

Несмотря на то, что приходы и общины испытывали серьезные материальные затруднения, в них была развита благотворительная деятельность. Члены общин заботились о наиболее бедных прихожанах - в Германии в то время был высокий уровень безработицы. Некоторые общины учреждали сестричества: в 1924 году в Дрездене было основано "Сестричество святой Марфы", в котором к 1928 году насчитывалось 16 женщин. В 1932 году в Берлине было учреждено "Сестричество святой Ольги при русской церкви святого князя Владимира": сестры помогали священнику в катехизаторской деятельности, в сфере милосердия и душепопечения. Члены сестричеств навещали прихожан, помогали нуждающимся, поддерживали церковный хор и приходскую библиотеку, заботились об убранстве храма, занимались обучением детей вероучительным дисциплинам, русскому языку и русской истории. Сестричества просуществовали вплоть до окончания Второй мировой войны.

Важно отметить, что русским православным общинам активно помогали иные христианские конфессии - евангелические общины, которые видели в этом шанс для диалога, и Католическая Церковь, оказывавшая многостороннюю социальную поддержку.

Известны также примеры организованной взаимной поддержки священнослужителей. В 1930 году митрополит Евлогий (Георгиевский) подписал устав "Кассы взаимопомощи для духовенства в Западноевропейской епархии". Членство всех священно- и церковнослужителей, служивших в Западноевропейской епархии митрополита Евлогия, было обязательным. По желанию членами кассы стать и клирики иных зарубежных епархий.

Докладчик также коснулся вопроса церковной собственности и содержания храмовых зданий. В 1930-е годы, во время унификации русских православных приходов, проводимой по инициативе нацистской власти, большая часть имущества, оставшегося от Русской Православной Церкви, перешла в ведение Германской епархии Русской Зарубежной Церкви. Как правительство, так и немецкие юристы считали правопреемницей Русской Православной Церкви РПЦЗ, а не "Парижскую юрисдикцию" митрополита Евлогия. В 1936 году РПЦЗ был предоставлен статус "корпорации публичного права", а в 1938-м "Законом о земельной собственности Русской Православной Церкви в Германии" - право на собственность русского церковного имущества. Важно отметить, что передача права собственности произошла только после того, как Советский Союз в 1935 году вербальной нотой отказался от русского церковного имущества.

Иеромонах Никодим резюмировал, что тема рассмотрена в историческом, политическом, юрисдикционном контексте, при этом нуждается в дальнейшем, более детальном изучении.

III общественно-научный форум "Государство и религия: пути диалога" проходил 7-8 декабря. Его организаторы - Северо-Западный институт управления РАНХиГС и СПбДА. В этом году форум был посвящен 350-летию со дня рождения императора Петра I и тому наследию, которое он после себя оставил: идее империи, секулярной модели государственно-конфессиональных отношений, постановке вопроса о путях развития России и об исторической роли Церкви на этом пути.

ИА "Вода живая",
08.12.22


Санкт-Петербургская духовная академия

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17

Упоминания в новостях

Все новости