Клирик Троице-Сергиевой Приморской пустыни, доцент кафедры теологии РХГА иеромонах Никодим (Хмыров) 8 декабря выступил с докладом "К вопросу о материальном обеспечении русских православных приходов и общин Германии в 1920-1930-е годы" на форуме "Государство и религия: пути диалога", прошедшем в СПбДА, в рамках секции "История государственно-конфессиональных отношений".
К началу Первой мировой войны Русская Православная Церковь обладала в Германии значительной собственностью: около 36 храмов, домов и земельных участков. Однако численность православных верующих оставалась небольшой. Ситуация изменилась после Октябрьской революции 1917 года и окончания Гражданской войны в России: многие из тех, кто вынужден был покинуть Россию, прибыли в Германию. 1922-1923 годы наблюдался пик наплыва беженцев из России. На немецкой земле поселилось около 600 тыс русских эмигрантов. Центрами русской православной эмиграции в Германии были Берлин, Мюнхен, Лейпциг, Дрезден, Гамбург, Висбаден, Баден-Баден.
К началу 1930-х православные общины не имели единого управления и принадлежали к трем юрисдикциям Русской Церкви: Московскому Патриархату, Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) и Экзархату Вселенского Патриарха во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским). Постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ от 1 июля 1926 года территория Германии была выделена в самостоятельную епархию и главой ее, епископом Берлинским и Германским, назначен Тихон (Лященко). К 1935 году в стране имелось четыре "карловацких" прихода (то есть прихода РПЦЗ). "Евлогианских" общин было больше - 9 приходов и 4 незарегистрированные общины . Существовал также единственный приход Московской Патриархии в Берлине.
Далеко не у всех приходов имелись храмы. Приходилось искать помещения для совершения богослужений; под храмы приспосабливались квартиры и даже сараи (в лагерях для интернированных). Согласно исследованию Михаила Шкаровского, на территории межвоенной Германии православные богослужения регулярно совершались в 80 приходах и общинах.
Несмотря на то, что приходы и общины испытывали серьезные материальные затруднения, в них была развита благотворительная деятельность. Члены общин заботились о наиболее бедных прихожанах - в Германии в то время был высокий уровень безработицы. Некоторые общины учреждали сестричества: в 1924 году в Дрездене было основано "Сестричество святой Марфы", в котором к 1928 году насчитывалось 16 женщин. В 1932 году в Берлине было учреждено "Сестричество святой Ольги при русской церкви святого князя Владимира": сестры помогали священнику в катехизаторской деятельности, в сфере милосердия и душепопечения. Члены сестричеств навещали прихожан, помогали нуждающимся, поддерживали церковный хор и приходскую библиотеку, заботились об убранстве храма, занимались обучением детей вероучительным дисциплинам, русскому языку и русской истории. Сестричества просуществовали вплоть до окончания Второй мировой войны.
Важно отметить, что русским православным общинам активно помогали иные христианские конфессии - евангелические общины, которые видели в этом шанс для диалога, и Католическая Церковь, оказывавшая многостороннюю социальную поддержку.
Известны также примеры организованной взаимной поддержки священнослужителей. В 1930 году митрополит Евлогий (Георгиевский) подписал устав "Кассы взаимопомощи для духовенства в Западноевропейской епархии". Членство всех священно- и церковнослужителей, служивших в Западноевропейской епархии митрополита Евлогия, было обязательным. По желанию членами кассы стать и клирики иных зарубежных епархий.
Докладчик также коснулся вопроса церковной собственности и содержания храмовых зданий. В 1930-е годы, во время унификации русских православных приходов, проводимой по инициативе нацистской власти, большая часть имущества, оставшегося от Русской Православной Церкви, перешла в ведение Германской епархии Русской Зарубежной Церкви. Как правительство, так и немецкие юристы считали правопреемницей Русской Православной Церкви РПЦЗ, а не "Парижскую юрисдикцию" митрополита Евлогия. В 1936 году РПЦЗ был предоставлен статус "корпорации публичного права", а в 1938-м "Законом о земельной собственности Русской Православной Церкви в Германии" - право на собственность русского церковного имущества. Важно отметить, что передача права собственности произошла только после того, как Советский Союз в 1935 году вербальной нотой отказался от русского церковного имущества.
Иеромонах Никодим резюмировал, что тема рассмотрена в историческом, политическом, юрисдикционном контексте, при этом нуждается в дальнейшем, более детальном изучении.
III общественно-научный форум "Государство и религия: пути диалога" проходил 7-8 декабря. Его организаторы - Северо-Западный институт управления РАНХиГС и СПбДА. В этом году форум был посвящен 350-летию со дня рождения императора Петра I и тому наследию, которое он после себя оставил: идее империи, секулярной модели государственно-конфессиональных отношений, постановке вопроса о путях развития России и об исторической роли Церкви на этом пути.
ИА "Вода живая",
08.12.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Санкт-Петербургская духовная академия
191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17Упоминания в новостях
6 декабря 2025
Святейший Патриарх Кирилл освятил храм святого Александра Невского в Красном Селе
...
Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, председатель Заксобрания Александр Бельский, депутат Госдумы Михаил Романов, глава администрации Красносельского района Ольга Акацевич, декан факультета церковных искусств СПбДА Елена Гундяева ...

