Лекция Романа Соколова "Пребывание мощей Александра Невского в крепости Орешек. Архивные свидетельства и обнаруженные артефакты" прошла 5 ноября в конференц-холле Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Историк рассказал о перенесении мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, уделив внимание их пребыванию в крепости Орешек.
Свой рассказ он начал с того, что Петру I были хорошо знакомы имя и деяния великого князя. Будущий император учился по Летописному своду, где были подробно описаны победы полководца. В юности, занимаясь потешными баталиями, Петр выписывал необходимые для этого предметы, в том числе иконы. Эти документы сохранились, в них упоминается икона святого Александра Невского. В память о нем был назван младший сын Петра от Евдокии Лопухиной, который прожил недолго. В 1697 году во Владимире мощи святого были положены в новую раку, изготовленную при участии венценосной семьи.
Главным делом жизни царь считал борьбу за возвращение русских земель, утраченных в Смутное время. Он обосновывал справедливость целей Северной войны перед европейским сообществом, упоминая, что Русь много веков страдала от набегов шведов. Проповедники петровской эпохи нередко называли государя продолжателем дел Александра Невского.
Петр понимал, что новая столица должна быть городом не только европейским, но и русским. Еще в 1704 году он думал о том, чтобы основать монастырь, но планам мешала война. Кому посвятить новую обитель, тоже было понятно. Это должен быть русский святой, чье имя объединяет и вдохновляет.
В 1721 году был заключен Ништадтский мир. У царя появилась мысль придать светскому празднику дополнительное звучание, при этом чтобы была связь с борьбой со шведами. Тогда он и решил перенести мощи, причем именно 30 августа (по старому стилю), в день заключения мира.
Лектор подчеркнул, что Петра I привыкли считать реформатором и видеть в его действиях новаторство, но здесь царь действовал в рамках уже существующих традиций. При перенесении мощей святых всегда устанавливали новый праздник в их честь. Продумывая церемонию перенесения, самодержец ориентировался на перенесение в 1652 году в Москву мощей митрополита Филиппа.
В 1722 году архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский), тогдашний настоятель Александро-Невского монастыря, отправился во Владимир для освидетельствования мощей. В мае 1723 года был издан указ Синода об их перенесении: указывалось, что 30 августа они должны быть в Санкт-Петербурге. Предполагалось перевозить их на лошадях, но решили, что это рискованно, святыню понесут на руках "ношатые люди", а потом транспортируют по воде.
Сроки для того времени были невелики, и сразу было понятно, что к концу августа мощи доставить не успеют. Кроме того, изготовление ковчега во Владимире затянулось. Только 11 августа процессия тронулась в путь. В городах не останавливались - опасались пожаров. В некоторых городах разбирали лавки, чтобы пронести мощи по тесным улицам. Путь затрудняло и плохое состояние мостов, иногда приходилось нести вброд. Сохранился "юрнал" (журнал) с перечислением неурядиц в пути. Одна ночевка в городе все же была - в Новгороде, откуда князь Александр отправился и на Невскую битву, и на Ледовое побоище.
Когда мощи прибыли в Шлиссельбург, было решено их оставить там на год. Среди историков одно время шли споры, где они находились - в самом городе или в крепости. В "юрнале" ясно говорится о храме святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек.
Еще до перенесения мощей вышел указ Синода о запрете изображения святого Александра Невского в виде инока. И тут император не был "новатором": изображения в княжеской одежде существовали и раньше, например, на иллюстрациях Летописного свода. Лектор показал икону XVII века, где князь изображен в иноческой одежде, но в клеймах - в светской. После выхода указа изображения князя в иноческой одежде никто не запрещал, не выносил из храмов. Пример тому - деревянная скульптура святого в монашеских одеждах, которая по сей день находится в храме села Ворша Владимирской области.
Помимо слайдов в зал была принесена уникальная икона XVIII века из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного музея-заповедника. На ней изображена сцена перенесения мощей. До 5 ноября эта икона была представлена в Комендантском доме Петропавловской крепости на выставке "Ништадтский мир". Она была написана до указа Синода: князь изображен в монашеских одеждах. На ней изображен храм необычной архитектуры, подобных которому во Владимире не было. Изучая историю храма святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек, историк обнаружил его чертеж XVIII века. Когда остров был завоеван шведами, храм превратили в кирху. После отвоевания Орешка здание вновь стало православным храмом и было перестроено. Изображения на чертеже и на иконе похожи.
После перенесения мощей в Санкт-Петербург появился указ Синода о праздновании даты этого события. При Елизавете Петровне был учрежден крестный ход по Невскому проспекту, возрожденный в 2013 году. 12 сентября 2024 года отмечалось 300-летие перенесения мощей. В этот день помимо традиционного крестного хода от Казанского собора до Александро-Невской лавры прошла историческая реконструкция с водным шествием по Неве, повторяющим путь мощей от Орешка до Санкт-Петербурга в 1724 году. Были показаны фотографии этого события.
На Ореховом острове был открыт памятный знак. В празднике участвовали первые лица города и области. Важно также участие флота. В 1724 году иностранные дипломаты говорили, что мощи встречал "весь русский флот". Это преувеличение, но корабли во встрече участвовали. Возможно, царь хотел сделать святого еще одним покровителем русского флота, но не успел - после перенесения мощей он прожил недолго.
На вопрос, почему царь встречал мощи в Усть-Ижоре и не мог ли сопровождать их от крепости Орешек, лектор ответил, что в те времена серьезным препятствием были Ивановские пороги, для их прохождения требовались опытные моряки, так что версия встречи мощей в Усть-Ижоре правдоподобна. Был также задан вопрос, как в советское время относились к личности князя. Лектор ответил, что в разное время отношение было различным. Первые послереволюционные годы были отмечены отрицанием прошлого. После отмены доктрины о мировой революции отношение изменилось. Кстати, девизом фильма Сергея Эйзентшейна было "снять с Александра святой лик". В отношении властей к нему была двойственность. С одной стороны, он герой и защитник Отечества, с другой - святой князь, представитель "правящего класса". Поэтому не было благоустроено место Невской битвы (памятный знак появился поздно), на месте Ледового побоища монумент установили только в постсоветское время. При раскопках в Рождественском соборе Владимира был найден саркофаг без надписей, есть версия, что это саркофаг святого Александра Невского, но установить это, по-видимому, не удастся. Мощи извлекли из-под спуда или из саркофага, достоверно неизвестно. Неизвестно и точное место захоронения князя во Владимире.
Роману Соколову была вручена грамота администрации музея. Был также награжден артист Леонид Петров, исполнитель роли царя в исторической реконструкции. Грамота передана председателю епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями архимандриту Алексию (Ганьжину) за содействие в проведении праздничных мероприятий.
Заместитель директора музея Ирина Карпенко пригласила присутствующих на выставку "Реставрация. За закрытыми дверьми" (работает до 1 декабря), где представлена хоругвь с изображением святого Александра Невского начала ХХ века, которая участвовала в крестных ходах по Невскому проспекту.
Роман Соколов - доктор исторических наук, доцент, проректор РГПУ. Защитил кандидатскую диссертацию "Русская Церковь во второй половине XIII - первой половине XIV в." и докторскую диссертацию "Александр Невский в отечественной культуре и исторической памяти".
ИА "Вода живая",
05.11.24
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура