Выставка "Загадка святилища из Хирбет Кейафа" открылась 28 июня в Аполлоновом зале Зимнего дворца. На ней представлен уникальный памятник - миниатюрная модель святилища, найденная в 2011 году при раскопках в местности Хирбет Кейафа, расположенной в долине Эла; по преданию, именно там произошла битва между филистимлянским богатырем Голиафом и юным пастухом Давидом, будущим основателем династии царей Иудеи.
Среди археологических коллекций Эрмитажа нет памятников библейской археологии. Выставка позволяет заполнить эту лакуну и дает возможность посетителям музея заглянуть в тайны библейской истории и культуры.
В ходе археологических раскопок 2007-2013 годов в Хирбет Кейафа был обнаружен укрепленный город, окруженный высокой стеной, сложенной из массивных камней. По гипотезе археологов, это библейский город Шаараим, в переводе с иврита "Двое ворот". Отождествить местоположение древнего поселения удалось с помощью Священного Писания. В книге Царств повествуется о том, как филистимляне расположились станом между Сохо (Сокхоф) и Азекой, а царь Саул и израильтяне - в долине Эла (1 Цар. 17:1-2). Воодушевленные победой Давида над Голиафом, мужи Израиля и Иудеи пошли в атаку и стали преследовать филистимлян по дороге в Шаараим до Гата (Гефа) (1 Цар. 17:52). Наличие двух ворот - уникальная деталь, не имеющая аналогов в данной местности. Первые, западные ворота были найдены в 2008. В 2009 году были раскопаны вторые, южные ворота, что стало подтверждением гипотезы.
В ходе раскопок были обнаружены помещения культового назначения. Три большие священные комнаты на 30-40 лет предшествуют храму Соломона. На данный момент это первые материальные свидетельства древнего иудейского культа. Святилища Шаараима, в отличие от ханаанских и филистимских традиций того времени, находились в частных домах, а не в отдельных храмовых комплексах. Этот факт в точности соответствует библейским описаниям. В числе обнаруженных предметов культа Шаараима - пять столбов, два базальтовых алтаря, два керамических сосуда для возлияний и две модели храма: одна - из глины (около 20 см высотой), вторая - из камня (35 см). О керамической модели можно судить по фотографии, а в Эрмитаже представлена каменная. Подобная находка была обнаружена в Ашкелоне (Израиль). Внутри ашкелонского миниатюрного храма находился литой телец.
Как рассказала на церемонии открытия куратор выставки, ученый секретарь Эрмитажа Мариям Дандамаева, в этой модели явно находился какой-то предмет, но он не сохранился. Назначение таких моделей не до конца понятно. Возможно, это переносное святилище - например, для войск на марше, - или миниатюрные храмы находились в Святая святых большого храма. Что касается каменной модели - скорее, последнее, поскольку она слишком тяжелая, чтобы возить ее с собой.
Невозможно сказать с точностью, какому народу принадлежат эти святилища - в те времена в этих местах обитали хананеи, израильтяне, филистимляне, - однако археологи предполагают, что это были израильтяне: не найдено свиных костей, фигуративных изображений божеств. Найдет фрагмент сосуда с надписями протохананейским письмом, но, скорее всего, на древнееврейском языке.
Существует также гипотеза, что это модель Первого храма. Макет изначально был окрашен в красный цвет, на нем сохранились следы краски. Семь групп кровельных балок по три доски в каждой напоминают греческий триглиф, использованный, в частности, в афинском Парфеноне. Его появление в Хирбет Кейафе - самое раннее использование в мировой архитектуре, известное науке. Вполне возможно, что греки заимствовали этот элемент.
Кроме того, в Хирбет Кейафе были найдены оливковые косточки, и по результатам радиоуглеродного анализа можно сделать вывод, что они принадлежат ко времени не позднее 980 года до н. э. Эта датировка соответствует данным экспертизы керамики, найденной в Хирбет Кейафе. Выходит, иудеи жили здесь около сорока лет, с 1020-го по 980 год до н. э., после чего бежали. Эти даты соответствуют времени царя Давида (около 1000-965 годов до н.э.), но являются слишком ранними для царя Соломона (около 965-930 годов до н.э.). По-видимому, Шаараим в спешке был оставлен жителями, а потом разграблен врагами, скорее всего филистимлянами.
Находка каменной модели храма в Шаараиме помогает прояснить значение давно забытых технических терминов в описании дворца Соломона (3 Цар 7:1-6). В тексте используется слово "слаот", которое переведено как "столбы", а на самом деле это триглифы, а "секуфим", как оказалось, - не "три окна в ряд", а "тройная утопленная дверь". Триглифы и утопленные двери можно найти также в описании храма Соломона (3 Цар 6:5, 31-33; Иез 41:6).
Представленную модель храма дополняют фотографии, дающие представление о территории, где проводились раскопки, и о конфигурации древних зданий.
Выставка открыта до 24 сентября, ее можно посетить по входному билету в главный музейный комплекс.
ИА "Вода живая",
28.06.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура