Пасхальный фестиваль открылся в Сампсониевском соборе

В соборе преподобного Сампсона Странноприимца 16 апреля открылся первый Сампсониевский пасхальный фестиваль. "Это совместный проект церковного и музейного сообществ. Важно, что люди искусства и священнослужители вместе восстанавливают культуру, традиции", - сказал, открывая фестиваль, его директор, настоятель собора протоиерей Александр Пелин.

Первым в программе стал концерт хорового квартета Сампсониевского собора (руководитель - Дмитрий Косов). Квартет сформировался в начале 2015 года. "Новый настоятель искал новый хор, - рассказал Дмитрий корреспонденту "Воды живой". - Мы решили, что это будет квартет, причем мужской: однородный хор поет более стабильно, чем смешанный, к тому же если кого-то нет, можно спеть и втроем, и даже вдвоем". На концерте партию первого тенора исполнил Алексей Никифоровский, партию баритона - Павел Васянович, партию баса - Дмитрий Воробьев. Руководитель коллектива, Дмитрий Косов, исполнил партию второго тенора.

"Идея фестиваля возникла у отца Александра в начале поста, - продолжил Дмитрий. - Оставалось не так много времени, но он смог найти контакты и с комитетом по культуре, и с руководством музея. Так что фестиваль состоялся".

Интересно, что Дмитрий Косов по образованию - не музыкант, а  инженер-технолог, закончил музыкальную школу по классу фортепиано. Три года преподавал в техническом вузе и параллельно занимался церковной музыкой. Господь свел его с интересными людьми, у которых можно было учиться, и церковная музыка для него стала профессией.

Квартет показал в коротком концерте все разнообразие своего репертуара: певчие исполнили и древнерусские песнопения, и более поздние произведения, в том числе малоизвестное русское многоголосие XVIII века. "Мы привыкли, что исконно русская традиция - это знаменный распев, а многоголосие пришло к нам с Запада. А это - раннее многоголосие, сформировавшееся в русской традиции", - сказал слушателям Дмитрий. Прозвучало и грузинское песнопение, автором которого был грузинский царь Деметре Первый (1093-1156), и "Задостойник Пасхи", сочинение которого приписывается Модесту Мусоргскому.

А когда специальный гость фестиваля Серафим Астахов, создатель и руководитель уникального Русского византийского хора "Пахомий Логофет", знакомил слушателей с византийскими распевами, квартет тянул исон.

"Я закончил музыкальную школу, отец у меня священник, - рассказал Серафим. - Он - грекофил, любит греческую церковную культуру, и как-то привез меня в Грецию. Мне церковное пение очень понравилось, поехал в Сербию учиться византийскому пению в монастырь Ковель. Но византийской музыке нельзя взять и научиться, в ней просто космические глубины, так что учишься всю жизнь. Приехал домой, нашел единомышленников, теперь нас человек десять-пятнадцать, с некоторых пор у нас и женщины появились, скоро, наверное, сделаем отдельный женский хор. Хор - прежде всего для пения в храме. Поем в Феодоровском соборе, в храме Военно-медицинской академии, и сам я пою в разных храмах, меня часто приглашают. И здесь, в соборе, недавно пел на службе. Дмитрий позвал меня на фестиваль, а еще он собирается учиться у меня византийскому пению".

Завершило концерт песнопение "Коль славен наш Господь в Сионе" (музыка Дмитрия Бортнянского на слова Михаила Хераскова), бывшее первым - неофициальным - гимном Российской империи. "Появившийся позднее гимн "Боже, царя храни" имеет смысл скорее декларативно-политический, - отметил Дмитрий, - а гимн "Коль славен" - духовный, он говорит о духовной общности людей".

В рамках фестиваля пройдут еще два концерта. 21 апреля - ансамбль старинной музыки "Collegium Musicum" (руководитель - Руст Позюмский). 24 апреля - вокальный ансамбль "Элеон" (руководитель - Андрей Фофонов). Начало концертов в 19:00. Вход свободный.

ИА "Вода живая",
16.04.15