О рождественских мотивах в русской литературе рассказала Мария Багге

В крипте Казанского собора 17 января прошла лекция филолога, кандидата педагогических наук Марии Багге "Рождественские мотивы в русской поэзии и прозе XIX-ХХ веков".

О рождественских мотивах в русской литературе рассказала Мария Багге

В начале лекции Мария Борисовна рассказала о важности и умении отличать настоящую поэзию от словосочетаний в рифму, уделив особое внимание читательскому навыку: "Поэзия требует серьезной работы, напряжения и многократного, многократного прочтения. Необходимо научиться видеть эту голограмму, которую перед нами рисует поэт".

По мнению Марии Борисовны, "читатель должен уметь читать" произведение: "Не стоит читать литературное произведение, как это сейчас модно - "так, как я понял". Для того, чтобы труд писателя был оценен, необходим диалог читателя с автором - именно тогда  происходит изменение нашего взгляда, тогда само произведение живет", - уверена Мария Борисовна.

Говоря о печальных событиях русской истории прошлого века, автор лекции подчеркнула, что веру Христову спасли не только, по известному выражению, "бабушки в белых платочках", но и русская литература XX века. Прежде всего, лектор отметила творчество Андрея Платонова, Бориса Пастернака и Иосифа Бродского, а также произведения известного поэта Андрея Солодовникова.
Мария Борисовна познакомила слушателей с его стихотворением "Рождество", сказав: "Если мы говорим о христианской поэзии, то в первом ряду стоит творчество этого удивительного поэта, нашего современника - он умер в 1974 году".

Багге3.jpg
Стихотворение "Рождественская звезда" Бориса Пастернака - самое главное, по мнению Марии Борисовны, произведение на рождественскую тему и одно из самых значительных стихотворений в русской поэзии вообще. Автор послал его своему другу, известной пианистке Марине Юдиной, которая справедливо отметила, что если бы писатель ничего не создал, а только написал это стихотворение, то он бы удостоился бессмертия и на земле, и на небе. Подробно разобрав эти стихи со слушателями, Мария Борисовна рассказала о необычном строении стихотворения, о его удивительной музыкальности, а также об атрибутах русского пейзажа, возникающих в тексте о древней Иудее. Тема этого произведения - рождение Чуда. Вся картина древности очень точно представляется автором, который добивается "эффекта присутствия" читателя в своей поэтической  картине. В стихотворении как эмоциональном переживании поэта показано значение этого события для автора лично: Рождество Господа для Пастернака - не просто знаковое, сакральное событие, но оно - начало двухтысячелетнего будущего для человечества. Поэт в нескольких строках охватывает, говоря его же словами, "все мысли веков, все мечты, все миры", которые будут связаны со Христом и станут отталкиваться от Него в будущем как от Первоначала.

В завершение встречи Мария Борисовна проанализировала произведение Федора Михайловича Достоевского "Мальчик у Христа на елке", без которого, по ее словам, была бы невозможна лекция на заявленную тему. Прочитав рассказ слушателям, лектор подчеркнула, что все его герои - христиане: "Все они встречают праздник Рождества, радуют своих детей подарками". В рассказе, по мнению автора лекции, совершенно отчетливо прослеживается связь с Евангелием от Матфея (гл. 25), а образы истории Рождества проецируются на грешную землю: "В повествовании Достоевского образ Христа как бы трансформируется в образ мальчика, "жаждущего", чтобы его напоили, помогли - однако от него, по сюжету, все отворачиваются. Перед нами как бы оживает икона Рождества Христова с ее библейскими образами, но она перенесена Достоевским в мир современных ему христиан, которые оказываются холодны и безразличны к евангельским истинам".

Отличительная особенность рождественских рассказов русских писателей, по словам Марии Багге, - в них всегда идет речь о необходимости преображения человеческой души. Лектор привела в пример повесть Николая Гоголя "Ночь перед Рождеством", где писатель даже в комической форме говорит о совести человека, выражает мысль, что "не черт должен оседлать человека, а человек черта". "Главный мотив  в рождественских произведениях  русских классиков - возможность исправления человека. Рождественское Чудо  дает шанс человеку преобразить себя и превратиться, говоря словами Бориса Пастернака, из "домашних зверей" в людей", - сказала в заключение Мария Борисовна.

ИА "Вода живая",
17.01.16