Его Высокопреосвященству сослужили епископы Царскосельский Маркелл, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, настоятель протоиерей Павел Красноцветов с клиром, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятели петербургских храмов, другие священнослужители.
Среди молящихся были настоятельницы петербургских монастырей с сестрами. Присутствовал вице-губернатор Игорь Албин.
На малом входе митрополит Варсонофий за усердное служение Русской Православной Церкви к празднику Святой Пасхи вручил патриаршие и епархиальные награды. Правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни награждены клирик Казанского кафедрального собора протоиерей Николай Преображенский и клирик храма святого Илии Пророка протоиерей Виктор Сорокин. Сана протодиакона удостоен клирик храма святых апостолов Петра и Павла при Медицинской академии имени Ильи Мечникова диакон Святослав Еремин. Правом ношения двойного ораря награжден клирик Казанского кафедрального собора диакон Симеон Сорока.
За богослужением чтец Константин Теттер был рукоположен во диакона к храму Воскресения Христова в Шушарах.
После отпуста был отслужен благодарственный молебен с прошениями "о здравии, спасении и во всем благом поспешении" ныне тезоименитого митрополита Варсонофия. Настоятель поздравил правящего архиерея с днем ангела, преподнес ему крест и панагию. Приветственный адрес с букетом цветов от имени губернатора вручил начальник городского отдела по связям с религиозными организациями Владимир Иванов.
Митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.
"Вход Господень в Иерусалим - это величайшее историческое событие, после которого произошел поворот в истории нашего домостроительства, в истории нашего спасения. Господь накануне показал всем, что Он - истинный Мессия, воскресив четверодневного Лазаря. Для Бога не имеет значения - воскресить умершего сегодня или умершего тысячу лет назад", - подчеркнул владыка.
Он обратил внимание на то, что, хотя народ в Иерусалиме встретил Господа с ликованием, Сам Господь скорбел о жителях этого города, предвидя, что пройдет не так много времени и город будет разрушен.
"Взор Господа с Елеонской горы упал на город, - продолжил владыка. - Господь искал там духовную жизнь. Он бывал в Иерусалиме, проповедовал там, но никакой духовной жизни там не обрел, а город, в котором нет праведников, обречен. Вспомните, как праведный Авраам заступался за жителей Содома, и Господь сказал, что не истребит город ради десяти праведников; и не нашлось таких (Быт. 18:26-33). Город, который не приносит Богу плоды, разделившись в самом себе, падет. Все библейские пророки говорили о том, что народ израильский должен прийти к Богу. Все напрасно. И Господь пытался вернуть этот народ к Себе, но, к сожалению, этого не произошло".
"Народ хотел, чтобы Господь взял политическую власть, - отметил владыка. - Но зачем Господу политическая власть, когда Он Сам - Владыка Неба и земли? Это мелко для Него. Поэтому, когда Господь въехал в Иерусалим, Он не пошел в Синедрион, а пошел в Дом Отца Своего. Он пошел в храм - и что там увидел? Он увидел, что храм превратился в вертеп разбойников. И тогда сказал: "Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов" (Мк. 11:17), и выгнал всех. Господь хочет, чтобы в храме была молитва, и мы, собравшиеся здесь сегодня, прославляем Господа и идем за Ним навстречу Светлому Христову Воскресению".
После богослужения правящего архиерея в алтаре поздравил ректор Санк-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.
Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается в воскресенье, предшествующее Пасхе, то есть в шестую неделю Великого поста. В русских богослужебных книгах называется также Неделей цветоносной, а в просторечии - Вербным воскресеньем, поскольку вместо пальмовых ветвей в России и других странах с холодным климатом верующие приходят в храм с ветвями вербы, которые распускаются первыми. У православных христиан есть обычай хранить освященные ветви в течение всего года, украшать ими иконы в доме.
Варсонофий, епископ Тверской (1495-1576), почитается как Казанский чудотворец. В 1555 году в сане архимандрита был направлен в образованную Казанскую епархию. Зная татарский язык, вел миссионерскую деятельность, почитался как врачеватель телесных недугов, обращал местных жителей в христианство. В 1567 году был рукоположен во епископа Тверского и Кашинского, через три года вернулся в Казань, поселился на покое в Спасо-Преображенском монастыре. Скончался 11 апреля 1576 года и был погребен у алтаря Преображенского собора обители. Мощи были обретены нетленными в 1595 году. До 1918 года находились в соборе, затем были перенесены в Казанский Богородицкий монастырь, закрытый в 1929 году. С этого времени их местонахождение неизвестно.
ИА "Вода живая",
24.04.16