В праздник Преображения Господня, 19 августа, Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества, посвященные 125-летию Выборгской епархии.
Праздник начался с Божественной литургии на Соборной площади у кафедрального Спасо-Преображенского собора, которую Предстоятель совершил в сослужении архиепископа Карельского и всея Финляндии Льва, митрополитов Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, Новгородского и Старорусского Льва, Рязанского и Михайловского Марка, Вологодского и Кирилловского Игнатия, архиепископов Петергофского Амвросия, Солнечногорского Сергия, епископов Йоэнсууского Арсения, Выборгского и Приозерского Игнатия, Царскосельского Маркелла, Кронштадтского Назария, Касимовского и Сасовского Дионисия, Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, Гатчинского и Лужского Митрофана, Богородского Матфея, а также духовенства Санкт-Петербургской митрополии и Финляндской Автономной Православной Церкви.
На богослужении присутствовали губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, глава администрации муниципального образования "Выборгский район" Геннадий Орлов, представители Лютеранской Церкви Финляндии.
За богослужением была совершена хиротония архимандрита Феодорита (Тихонова) во епископа Скопинского и Шуйского.
По традиции были освящены плоды нового урожая.
"Сегодня мы празднуем 125-летие образования Выборгской и Финляндской епархии, - сказал в приветственном слове епископ Выборгский и Приозерский Игнатий. - Так восхотел Бог, чтобы в этих местах с суровым климатом возникла новая епархия. С момента образования ее история была очень непростой, но православие постепенно развивалось здесь, утверждалось в сердцах людей. Строились храмы, образовывались монастыри, и все, что делали наши предки, мы сохранили и сегодня стараемся приумножить. Сегодня мы празднуем не только 125-летие Выборгской епархии, но и 70-летие возобновления литургической жизни в кафедральном соборе Выборга: в 1947 году она была возобновлена. В этом году исполняется и 230 лет этому Преображенскому собору. Мы празднуем 55 лет образования Выборгского викариатства в составе тогда Ленинградской епархии; это было в 1962 году. Каждый, кто желает больше узнать об истории этих мест, может прочитать об этом и в книгах, и в интернете. А сегодня, Ваше Святейшество, мы сыновне благодарим вас за то, что сегодня впервые в этом месте совершилась молитва Предстоятеля. Впервые Патриарх служил Божественную литургию в Выборгской епархии. В середине 1970-х, я знаю, Патриарх Пимен останавливался в Выборге перед поездкой в Финляндию, но богослужений тогда не было. Сегодня я благодарю Бога за то, что выборжане достойно встречают Предстоятеля. Я хотел бы, Ваше Святейшество, в этот памятный день преподнести вам дар от духовенства, клира и всего нашего верующего народа. Это архиерейский посох, но он непростой: навершие этого посоха венчает изображение Выборгского замка, построенного святым равноапостольным князем Олафом. Пускай этот посох в ваших руках будет напоминать вам о вере и стойкости жителей Карельского перешейка, а мы постараемся не подвести вас".Святейший Патриарх обратился к молящимся с первосвятительским словом.
"Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник - Преображение Господне, - сказал Предстоятель. - Событие это известно каждому, кто читал Евангелие, каждому, кто ходит в храм. Перед апостолами, выбранными Спасителем, на горе Фавор открылся иной Его лик: не такой, к которому они привыкли, не лик человека, который ходил вместе с ними по пыльным дорогам Иудеи и Галилеи, который вместе с ними питался, отдыхал, трудился, молился. Это был не тот человек, которого многие могли с легкостью обидеть, не тот, над которым стали сгущаться тучи - те, кто обладал властью, хотели принудить Его замолчать. Это было совсем другое лицо: как говорит апостол, на горе Фавор Иисус из Назарета преобразился, и увидели апостолы перед собой Сына Божия, увидели Божественную природу своего Учителя. Они увидели не только блистающие ризы Спасителя, не только неизъяснимый Свет, - они увидели пророков Моисея и Илию, которые давно отошли ко Господу. Чем же было это видение? Это видение можно сравнить с окном в иной мир, который существует и о котором мы знаем, но которого мы не видели, и апостолы не видели этого мира до тех пор, пока Господь не открыл перед ними это окно, и они, будучи живыми, во плоти, непостижимым образом, разрывая некое физическое пространство и время, узрели то, что принадлежит вечности. И в этом ином мире - Свет неизреченный, а там, где Свет, нет никакой тьмы, в прямом и переносном смысле, там нет зла, там нет никаких противоположностей Богу. Там абсолютное торжество Божественной правды и любви. И там - те, кто давно переступил границу жизни физической и смерти. Они - там, в этом мире, те, кто сподобился быть рядом с Богом".
"И возникает вопрос: так ли уж закрыто для нас, живущих на земле, это окошечко в вечность? - продолжил Предстоятель. - Есть ли что в нашей земной жизни, что дает нам возможность прикоснуться к Божественному Царству? И ответ прост: есть! И есть много того, что открывает перед нами великую красоту Божественного мира. Знаменитый философ Иммануил Кант сказал, что не нужно никаких доказательств бытия Божия, кроме возможности взглянуть на звездное небо и посмотреть внутрь себя. Мы знаем, какое производит потрясающее впечатление лицезрение бескрайнего звездного неба. Оно являет нам масштаб Божественного величия, красоту Божьего творения, силу и мудрость, несопоставимую с человеческой. Когда однажды я спросил одного из наших современных выдающихся ученых, насколько сейчас наука способна понять и описать, что собою представляет мироздание, он сначала помолчал, потом ответил, и ответ меня поразил. Он сказал: "Может быть, процентов на десять". - "А что же все остальное?" - "Оно неведомо пока человеческому знанию". Это великое явление Божественной силы и мудрости, которое открывается нам в созерцании небесного пространства. Но прав был Кант: не только звездное небо свидетельствует о величии Божием, если мы заглянем в себя и ответим на вопрос, что же такое наша совесть, что такое нравственное чувство, почему мы точно знаем, что такое добро и зло, несмотря на то, что сегодня через мощное информационное пространство на нас оказывают огромное давление, чтобы мы потеряли способность различать добро и зло. Почему мы их различаем? Потому что Бог заложил в нашу природу нравственный закон, который не проистекает из внешнего мира. Это не закон необходимости, это закон, бросающий вызов логике выживания в физическом мире. Для того чтобы почувствовать парадоксальность и действительно Божественную силу этого закона, давайте ответим на один вопрос: что такое человеческий подвиг? Подвиг - это способность человека пожертвовать собой, своим здоровьем, своим материальным благополучием, своей жизнью пожертвовать ради более высоких целей. Если бы вся наша жизнь замыкалась в физическом пространстве, если бы мы были им сформированы, как нас убеждают сегодня люди неверующие, если бы это окружающее нас пространство, этот мир формировал человеческую личность, где бы там найтись идее жертвенного подвига? Ведь в таком случае жизнь - земная, физическая - должна быть абсолютной и конечной ценностью, и почему кто-то должен отдавать свою жизнь за другого человека, или за свой народ, или за самые высокие ценности, которые он исповедует? Да никогда, если бы человек был сформирован этим миром! Но Господь вложил в него душу. Наша душа - это и есть маленькое окошечко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира или красоту человеческого творения, произведений музыки или живописи, поток гармонии каждый раз влияет на нас, мы меняемся при встрече с этой Богом созданной гармонией, мы заглядываем через окошечко в вечность. Но есть и более прямые пути - когда человек обращается с верой к Богу, когда он молится, когда он участвует в совершении Божественного Таинства Евхаристии, когда Само Тело и Кровь Христовы прикасаются к нашему естеству - и в этот момент мы заглядываем в вечность".
"Апостолы спустились в горы Фавор, несомненно, укрепленные в вере. Господь явил Себя в Божественной Славе ученикам, чтобы тогда, когда Он будет распинаем, они бы уразумели, что страдания Христа - вольные, и миру проповедали, что Он есть Сын Божий. Так мы говорим об этом словами кондака сегодняшнего праздника. А что же произошло, когда наступили эти страдания Спасителя? - задал вопрос Святейший Патриарх. - Ученики обо всем забыли - и о Фаворском свете, и о вечности. Сам Петр просто отказался от Спасителя, а другие разбежались. Что это означает? Неужели это видение на Фаворе, это соприкосновение с вечностью, с иным миром не было достаточным, чтобы ученики пошли на смерть вместе со Спасителем до самой Голгофы? Оказалось, что не так. То же самое и у нас в жизни происходит. Когда мы к вечности прикасаемся через молитву, через участие в Таинствах, через созерцание красоты, когда мы и умом, и сердцем видим это Божественное присутствие, потом очень часто, погружаясь в суету повседневной жизни, забываем об этом видении и снова становимся рабами своих похотей, обстоятельств жизни и тяготения к греху. Но не случайно мы сегодня празднуем день Преображения. Господь знал, что ученики после Фавора отвернутся от Него. Господь знает, что и мы часто от Него отворачиваемся. И что же? Ведь Он простил Петра и других учеников Своих. И, прощенные, осознавшие всю безмерность Божественной любви, они пошли проповедовать Его имя до пределов земли и все, кроме одного апостола Иоанна Богослова, мученически скончались, в том числе и Петр, распятый на кресте в Риме вниз головой. Вот так же и мы с вами, люди слабые, ограниченные, обремененные жизненными обстоятельствами, забываем об этом соприкосновении с вечностью, которое даруется нам в молитве, в соприкосновении с Таинством святой Евхаристии, в лицезрении красоты и величия Божьего мира, погружаясь в обыденность. Но даже при этом образе жизни мы никогда не должны забывать о том, что Господь простил апостолам и вернул их на великий путь свидетельства о Его Воскресении. Вот так же и мы при любых обстоятельствах не должны терять уверенности, что Господь с нами, что Он ведет нас по жизни, что вместе с Ним мы способны преодолеть трудности повседневного бытия и обрести спасение в жизни вечной. Всему этому нас учит этот прекрасный праздник - Преображение Господне. И дай Бог, чтобы опыт переживания Божественной литургии помогал нам возвращаться на путь истинный и жить со славу Божию. Аминь!"
Предстоятель подарил владыке Игнатию панагию; в дар собору Патриарх Кирилл передал икону Святой Троицы, а также от имени благотворителя Вадима Жимирова подарил три креста: с частицей Древа Креста Господня, с частицей титла - надписи, которая была над главой Спасителя, а также с частицей креста страданий святого Дисмаса, благоразумного разбойника.
Святейшего Патриарха и всех собравшихся приветствовал Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев.
После богослужения Предстоятель освятил новое здание управления Выборгской епархии, затем выступил на праздновании Дня города на Рыночной площади.
"Я очень счастлив сегодня быть вместе с вами, - сказал Святейший Патриарх. - С Выборгом у меня связаны девять лет моей жизни, с 1976 года по 1985 год я был епископом с титулом "Выборгский" и очень часто посещал город, служил в храме, очень любил отдыхать в окрестностях Выборга. Будучи ленинградцем, хорошо знал Карельский перешеек и ту часть, которая примыкает к Выборгу, поэтому в каком-то смысле это для меня моя родная земля, моя малая Родина. И, конечно, с особым чувством уже как Патриарх прибыл я в этот город".
"День, который мы сегодня с вами отмечаем, связан со 125-летием существования Выборгской епархии, - продолжил Предстоятель. - Когда в городе создавалась епархия, это всегда способствовало дальнейшему развитию города... Но мы знаем, что наступили в определенный момент нашей истории времена, в которые люди перестали ходить в храмы, отвернулись от Бога, забыли свою историю, свою традицию. А сегодня мы свидетельствуем о том, что народ наш, который встал на путь свободного и динамичного развития и как общество, и как государство, обращается в том числе к своим истокам. И замечательно, что сегодня на Соборной площади собралось такое большое количество людей чтобы помолиться вместе с Патриархом в день, когда мы отмечаем 125-летие Выборгской епархии".
Святейший Патриарх Кирилл отметил, что в Выборге есть немало трудностей, и выразил надежду, что благодаря решениям правительства о придании Выборгу статуса города-музея улучшится финансирование, будут отреставрированы исторические здания, и город будет соответствовать высокому статусу.
"Кроме того, Выборг, как уже было только что сказано, находился на территории трех государств. Он был в том числе третьим по величине городом Финляндии. И поэтому сегодня так важно восстановить город во всей его красоте, чтобы это была не только визитная карточка России для тех, кто приезжает из Финляндии, но чтобы это было также место отдыха, исторических воспоминаний, культурного досуга как для наших граждан, так для наших друзей из-за рубежа. Город Выборг своим архитектурным ансамблем, своей историей достоин того, чтобы предстать во всей красе. Надеемся, что так и будет. Но самое важное - чтобы вместе со стенами, которые реставрируются, созидались наши души. Человеческое счастье - это состояние, которое мы испытываем внутри себя. Можно жить во дворце и быть очень несчастным; можно жить в прекрасных условиях и быть человеком, глубоко разочарованным в жизни. Все зависит от того, что внутри человека. Церковь, обращаясь к людям, говорит, что все нужно развивать - экономику, социальные сферы жизни, но очень важно, может быть, первостепенно важно заботиться о состоянии своего внутреннего духовного мира. А мир наш формируется идеалами, в том числе и нравственными, культурными идеалами, эстетикой, всем тем, что созидает человеческую душу. Хотел бы от всего сердца пожелать, чтобы реставрация замечательного исторического города Выборга, повышение уровня жизни жителей города соотносились с тем внутренним духовным развитием, без которого, как я уже сказал, счастья быть не может. В этом смысле я и желаю всем вам счастья, а городу - благополучия. С праздником!" - завершил приветственную речь Предстоятель.В завершение Святейший Патриарх посетил строящийся Успенский храмовый комплекс в Южном микрорайоне Выборга.
Святейшего Патриарха сопровождали губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, глава администрации муниципального образования "Выборгский район" Геннадий Орлов, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.
У врат действующего храма в честь священномученика Игнатия Богоносца Предстоятеля Русской Православной Церкви и высоких гостей встречали ключарь храмового комплекса иерей Дионисий Панушкин, клирики храма, учащиеся воскресной школы и многочисленные прихожане.
В храме епископ Выборгский Игнатий приветствовал Его Святейшество и преподнес ему икону священномученика Игнатия Богоносца.
Святейший Патриарх Кирилл отметил, что очень рад тому, что в Выборге строятся новые храмы.
"Почти сто тысяч человек живет в Выборге, поэтому и храмов должно быть больше, - отметил Предстоятель Русской Церкви. - Это строительство - благо для людей, для города, потому что через общение с Богом в храме меняется душа человека, она становится лучше, а значит, и жизнь должна становиться лучше".В память о пребывании в Успенском храме Святейший Патриарх Кирилл передал приходу Владимирскую икону Божией Матери. Затем Предстоятель осмотрел строящийся Успенский храм.
После посещения Успенского храма Предстоятель Русской Православной Церкви отбыл на Соловки.
Выборгская епархия была образована на территории Великого княжества Финляндского, правящими архиереями в ней были первый Финляндский и Выборгский архиепископ Антоний (Вадковский), будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, архиепископ Сергий (Страгородский), будущий Патриарх. В 2013 году решением Священного Синода Выборгская епархия была возрождена: ее территориями стали Выборгский, Всеволожский и Приозерский районы Ленобласти. В епархии строится 36 храмов.
ИА "Вода живая",
19.08.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Видео: В праздник Преображения Господня Патриарх Кирилл совершил Литургию на Соборной площади Выборга
Спасо-Преображенский собор в г. Выборге Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Выборг (строится) монах Игнатий (Пунин Игорь Иванович) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий иерей Дионисий (Денис) Владимирович Панушкин Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович) Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Спасо-Преображенский собор в г. Выборге
188900, Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, Соборная пл., д. 1.Упоминания в новостях
8 мая 2020
Митрополит Варсонофий открыл выставку, посвященную 75-летию Победы
... Помощь в подготовке выставки оказали также родственники священнослужителей и прихожане храмов, в которых служили бывшие воины: так, фотографию диакона Вениамина Чернова удалось найти только благодаря содействию прихожан Преображенского собора в Выборге ...