"Знать свою меру"

Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святого Пантелеимона на улице Пестеля
В пятницу 1-й седмицы Великого поста, 15 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию преждеосвященных Даров в храме великомученика Пантелеимона на улице Пестеля.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Александр Румянцев с клиром. 

После пения канона великомученику Феодору Тирону было освящено коливо.


"Сегодня пятый день, как мы находимся в подвиге Великого поста, молимся Господу и Спасителю нашему, чтобы Он принял наш пост и жертву, которую мы посвящаем Ему для очищения и спасения души, - сказал владыка. - В этот день Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона. Он был умерщвлен за семь лет до Миланского эдикта в 306 году, когда Церкви было разрешено исповедовать веру открыто. При императоре Юлиане Отступнике стали глумиться над христианством, извращать и осквернять все святое, нечестивый царь в Великий пост велел окропить все продукты на рынке жертвенной кровью животных. Тогда великомученик явился к местному епископу и повелел христианам не вкушать пищи с рынка, а вместо этого варить пшеничное коливо с медом. С тех пор мы соблюдаем обычай освящения колива в этот день в память святого Феодора Тирона".

"Пост - это воздержание от пищи телесной, но в тоже время нужно помнить о его духовной составляющей, - продолжил архипастырь. - Мы должны найти середину в питании, ведь чаще всего переедаем. Были годы, когда люди голодали и не хватало пищи, но сейчас в ней нет недостатка и мы не знаем нормы. Святые отцы искали свою меру, ведь каждый человек индивидуален. В житии одного подвижника я читал, что за трапезой монахи наблюдали, как игумену монастыря приносят две порции и он все съедает. Его осудили за многоядение. За одной из трапез игумен благословил принести всем монахам столько порций,  сколько они могут съесть. Первую съели все, вторую многие попробовали, но не доели, кроме игумена, который съел семь порций. Им хватило полторы порции, а игумен насытился только после седьмой тарелки, хотя обычно ел две. Стало понятно, что он сокращает свои порции, вкушая две вместо семи, ест в три раза меньше, чем может. Мера у каждого своя по потребности. Пост настраивает на правильное питание. Но главное, чтобы постилась душа, чтобы меньше мы говорили, поэтому поется: "Положи, Господи, хранение устом моим" (Пс. 140:3). Мы часто говорим часами без дела, встретимся - и можем всех осудить. В этом тоже нужно ограничить себя в пост - поменьше говорить и побольше читать. Прочитанное нужно воплощать в жизни. За пост можно прочесть Библию, жития святых, сравнить с ними свою жизнь и смириться перед подвигом подвижников. Тот, кто не стремится к духовности, не христианин, а человек, живущий в миру, как все люди. Обмирщение - это смерть для нас, верующим нельзя обмирщаться, ведь мир - это область смерти, из которой мы должны выйти, стремясь в область света и жизни Божией. Нужно избегать области смерти: как только потянуло туда, вспомнить, что грех - это самоубийство, от которого нужно бежать. Согрешить - значит не просто нарушить Божию инструкцию, а нанести себе смертельную рану. Если после греха не покаяться, Господь даст болезнь, скорби, ведь рана должна уврачеваться. Когда согрешил царь Давид, скорби пришли в его семью, начались гонения, даже сын восстал на отца. Вот что значит грех, и лучше с ним не связываться".

"Слава Богу, мы отстали от грехов, учимся смирению и покаянию. Будем просить: "Господи, дай мне смирение, многое я совершил в жизни, но теперь буду каяться, исправляться и больше никогда не совершать грехи и то безумие, которое творил". Господь простит, ведь все грехи, в которых мы каемся, нам прощаются и на том свете уже нам не приводятся. На исповеди мы должны осуждать себя сами, в отличие от суда светского, где стараемся выгораживать себя, нанимая адвокатов. Надо признавать себя грешниками, не переводя вину на других, не объясняя обстоятельств. Адам и Ева согрешили перед Богом и стали оправдываться, результат мы знаем - Господь выставил их за двери рая. Поэтому чем больше каемся, тем лучше. Батюшка видит, когда люди приносят покаяние и радуется, когда человек ни на кого не сваливает свои прегрешения, а признает себя грешником. В Великий пост мы должны каяться, оплакивать свою жизнь, и Господь даст нам силы для преображения души. Нужно преображаться, обновляться и становиться с каждым постом лучше. Надеюсь, и приход этого храма будет духовно возрастать, благодати станет больше в каждом сердце. Тогда вы будете светом и солью для окружающих", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
 
Храму было подарено Евангелие.

Храм святого великомученика Пантелеимона на улице Пестеля связан с ратными победами России. В 1718 году для рабочих верфи в истоке Фонтанки напротив Летнего сада императором Петром I была построена часовня святого Пантелеимона (в день его памяти, 27 июля по старому стилю, русский флот в 1714 году одержал победу над шведами при Гангуте и в 1720 году - у острова Гренгама). Каменный храм, спроектированный Иваном Коробовым, был освящен 9 августа 1739 года. В 1833-1834 годах напротив него жил Александр Пушкин, часто бывавший здесь на службах. В советское время закрыт. В 1991-м  был передан епархии.

ИА "Вода живая",
15.03.19

Храм св. вмч. и целителя Пантелеимона на ул.Пестеля

191028, г. Санкт-Петербург, Центральный р-н, ул. Пестеля, д.2а

Упоминания в новостях

Все новости >>