"Следовать за Ним"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
В канун понедельника седмицы 6-й Великого поста, 14 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и духовенство кафедрального собора.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, сослужащее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

"Мы вступаем в шестую седмицу Великого поста, Господь уже направляется в Иерусалим, где произойдут события, описанные в Евангелии, - сказал владыка в проповеди. - В Законе Моисеевом было сказано, что нельзя убивать ягненка на глазах матери, иудеи его забирали у нее на десятый день и уже после приносили в жертву. А мы сегодня слушали чтение из Евангелия от Иоанна, где рассказывается, как на глазах Матери Божией убивают Ее Сына. Происходит беззаконие. Что же Спаситель такое сделал и кому перешел дорогу? Первосвященникам, фарисеям, начальствующим иудейского общества - всем, кто завладел достоянием Божиим, как своим, исполняя волю сатаны. Господь же пришел спасти Свой народ, забрать людей из этого племени. Они построили себе храм, и Спаситель назвал его домом Отца Своего. Они же превратили его в вертеп разбойников. И вы думаете, меняется что-то в наше время? Нет, все то же самое. Ведь отобрали когда-то и у нас храмы. Сейчас просим, чтобы вернули их верующим, ведь храм - достояние Божие. В ответ - лишь возмущение. А Господь просил Свой храм, и Ему его не отдали. Тогда Он этот храм разрушил".

"Так вот, Господа убивают на Голгофе на глазах у Матери, - продолжил архипастырь. - Обычно, если казнили простого человека, родственникам было дозволено попрощаться с ним, обнять в последний раз. Матери Божией не позволили подойти ко Христу. Она не может даже по-человечески Его обнять, лишь смотрит издали, как распинают Ее Сына и Сама вместе с Ним распинается. Он с Креста видел страдания и муки Своей Матери и, указав на Иоанна, сказал: "Жено! се, сын Твой" (Ин. 19:26). А потом сказал ученику Своему Иоанну: "се, Матерь твоя!" (Ин. 19:27). Тем самым, уходя в мир иной, Христос в лице ученика отдал Своей Матери всех сыновей и дочерей. Теперь мы, кроме матери, которая нас родила, имеем духовную Матерь, нашу покровительницу и молитвенницу перед Богом. Сегодня мы стоим у Креста, и как было бы хорошо услышать те слова, которые Христос произнес на Голгофе, о том, что Его Мать - и наша тоже, что к Ней мы можем обращаться в молитвах. Ведь Господь внемлет Ее ходатайствам за нас. Она имеет великую благодать и просит у Него помощи всем, кто искренне кается в грехах, стараясь жить благочестиво".

"Нужно пройти шестую седмицу так, чтобы к Страстной седмице уже быть очищенными от греха. Ничего лишнего не нужно брать в эту дорогу, думать следует лишь об одном - как достойно прожить эту неделю, чтобы встретить грядущего Господа в Вербное воскресенье, а потом проследовать вместе с Ним до конца, сострадая Ему в Его искупительном подвиге. И вместе со Христом прийти к Его Воскресению", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
14.04.19

Видео: Проповедь митрополита Варсонофия на пассии в Казанском соборе

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости >>