"Покаяние, добрые дела"

Митрополит Варсонофий совершил богослужения четверга 1-й седмицы Великого поста
В четверг 1-й седмицы Великого поста, 18 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней, которые совершил иерей Игорь Марчук.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.

В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского в Троице-Сергиевой пустыни.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, братия монастыря и другие священнослужители.


"Великий пост для нас - время великого покаяния, - сказал владыка в проповеди. - Хотя бы раз в году мы должны как следует покаяться, заглянуть в себя. Святая Церковь помогает нам в этом богослужениями, песнопениями, настроем на покаянный лад. В течение сорока дней каждое воскресенье вспоминается какой-нибудь святой - например, преподобные Иоанн Лествичник, Мария Египетская, - или события, помогающие раскрыть душу. Великим постом хотелось бы обратить внимание на исповедь. Мы постоянно исповедуемся, но в нашей жизни ничего не меняется. Приходим, каемся, причащаемся, вышли из храма - все то же самое. Ничего нового не происходит - почему? Мы ведь вроде покаялись, должны после этого жить безгрешно, а не получается. Значит, мы грех по-настоящему не отвергли, любим его и не понимаем, какую беду он несет. Читаем канон, где описаны события библейской истории: где человечество допотопное, которое любило грех? Господь всех потопил! Где содомляне? Все были сожжены! А чем мы лучше тех людей? Нас тоже ждет суровое испытание - Страшный Суд. Поэтому надо серьезно относиться к исповеди: если решили завершить греховную жизнь, то надо ее завершать. Надо пообещать Богу с сегодняшнего дня все связи греховные разорвать. На исповеди ничего не надо скрывать. Да, бывает стыдно, особенно за блудные грехи. Когда приходится про них рассказывать, как на сковородке жаришься: это кара за греховные наслаждения. Но лучше здесь потерпеть, чем там, где нас бесы будут поджаривать, если грехи скроем на исповеди. В Церкви суд совсем другой, чем в миру. В миру, чтобы оправдаться, надо все отрицать: не воровал, взятки не брал, меня там вообще не было. В Церкви наоборот: чем больше расскажем, чем в большем признаемся, тем больше Небо нам простит. Если же что-то на исповеди скрываем - там нас не прощают. Некоторые к разным духовникам ходят, каждому в каком-то одном грехе каются. Нет, уж если решили покаяться - надо рассказать один раз про все грехи. Никого не выдавать, не рассказывать, с кем грешили, говорить только про себя. Покаяться - и больше к грехам не возвращаться".

"Нужна исповедь четкая, краткая, понятная, - продолжил архипастырь. - Не нужно бояться, что получим епитимью, это лекарство нам. Батюшка вас на какое-то время до причастия не допустит - лучше здесь понести это, чем прийти на тот свет с грехами, и бесы нас из-за этих грехов на мытарствах будут задерживать. С чего начинаются грехи? С помыслов. После исповеди боритесь с помыслами, не следуйте им. Они постоянно будут нас атаковать. Но не нужно пропускать греховный помысел в сердце. Мы уже опытные, знаем, что после этого бывает. С помыслами надо бороться, Иисусову молитву постоянно творить. Она помогает избавиться от помыслов. У нас желание должно быть одно - исполнять волю Божию. А к нам пришло желание поесть, попить, и мы сразу поддаемся ему, выполняем его. Нет чтобы желаниями руководить - только и делаем, что их исполняем. Захотелось поехать на Канары постом - значит, надо ехать. Нет, это плохое желание, постом никуда ездить не надо, а надо сидеть дома и ходить в храм Божий. Отдыхать будем в другое время. Надо понимать, откуда пришло желание, что оно несет. Например, пост облегчить - это плохое желание. Надо пост держать строже, особенно молодым, энергичным. Посмотрите, как постились в древности! Нам к этому и близко не подойти! Кто бывал на Святой земле, видели, в каких кельях жили монахи, - в пещерках. Их постелью была земля, а одеялом - небо. Питием была вода, а едой - трава. В Иордании мы были - там сохранились столпы, на которых столпники стояли по пятьдесят лет. Наш святой, преподобный Серафим Саровский, тысячу дней стоял на камне. Любят говорить: "Это были другие люди". А Бог тот же? Тот же! И природа человеческая была та же, но они имели решимость подвизаться. Мы же хотим в Царствие Небесное проскользнуть легко. Не получится. Царствие Небесное трудом дается. Нужно подвизаться, тогда оно открывается. Даже грешникам, которые каются, сокрушаются в грехах, Господь Свое Царство открывает".

"Мы знаем много примеров покаяния. Многие святые были грешниками, но покаялись, исправились. А какой пример нам мученики показали - в том числе петербургские новомученики! Могли бы не страдать, отречься от Христа, уйти на светскую работу - нет, они решили не отрекаться, лучше в тюрьмы, в ссылки, на расстрел. Они от Христа не отрекались, потому что верили, что Господь, Отец Небесный, их спасет. Земная жизнь короткая, быстро проходит. Вчера мы все были на день моложе. Сегодня стали на день старше. А завтра еще на день старше станем. И с каждым днем мы все ближе и ближе ко встрече с Богом. Поэтому нужно ценить каждый день, наполнять его добрыми делами. У нас не так много времени. Грехи-то наши, если сложить, будут огромными, как стога сена, а добрых дел у нас столько нет. Надо спешить, каждый день хотя бы одно доброе дело делать. Мы пойдем в тот мир только с добрыми делами, а наши квартиры, машины, прочие богатства останутся здесь. Нас лукавый все время втягивает в это: чтобы тратили силы, приобретали все новое и новое, а затем умерли. Наоборот, время нужно тратить на стяжание того, что нужно в вечной жизни, - любви, терпения, смирения. За этим нужно следить, а не за рекламой, которая призывает все покупать. Нужно в первую очередь думать о душе, Великий пост на это настраивает. Все внимание надо направить на очищение души от страстей, которые порождаются помыслами, и укрепить себя в добрых делах. На исповеди нам прощаются грехи, но раны остаются. Чтобы эти раны, рубцы стереть, надо творить добрые дела. А если будем поститься без любви, без милости - это как лампадка, у которой есть фитиль, но нет масла. Что от нее толку? Висит, как украшение, а света не дает. Нужно наполнять свою жизнь елеем добрых дел, чтобы она была по-настоящему христианской. Многие люди, которые в храм не ходят, говорят, что у них "Бог в душе". Это значит, что веры у них нет, человек просто себя оправдывает. Вера должна проявляться в делах. И в храм надо ходить: лучшее время, проведенное на земле, - это время в храме, с Богом. Мы пообщались с Ним, очистились и, укрепленные благодатью Божией, начинаем следующий день жизни. Желаю вам помощи Божией, достойно пройти Великий пост и встретить Светлую Пасху, наслаждаясь радостью и торжеством, укрепляясь благодатью Божией", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

За усердные труды на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием игумен Варлаам (Переверзев) был награжден серебряной медалью святого апостола Петра.

Обители была подарена икона святого Александра Невского.

Троице-Сергиева пустынь была основана по указу императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены собор Святой Троицы и кельи. Следил за ходом работ знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель была закрыта в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны на территории монастыря стояла немецкая танковая дивизия. Но самые большие разрушения ему причинила советская власть. Во время хрущевской антирелигиозной кампании были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, Покровский и Никольский храмы. К началу 2000-х насельники добились передачи монастырю в бессрочное безвозмездное пользование всей территории и помещений.

ИА "Вода живая",
18.03.21

Видео: Четверг 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие. Троице-Сергиева пустынь

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская Пустынь

198515, г. Санкт–Петербург, г.Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, дом 15

Упоминания в новостях

Все новости